ЧЕРНОЯРСКАЯ ЦЕРКОВЬ И ЕЕ СТРОИТЕЛИ

26 августа 2020

В июле, в день памяти святых апостолов Петра и Павла, в кладбищенской церкви Петра и Павла ст. Черноярской был совершён праздничный молебен (на первом снимке). Впервые за долгое время! После молебна желающие могли причаститься. Служил отец Артемий. Общаясь со станичниками, он поблагодарил их за то, что церковь содержится достойно. Было выражено общее мнение: хорошо бы совершать такие службы на постоянной основе, хотя бы раз в месяц! Хочется рассказать о самой церкви (на втором снимке), о том, кто её построил.

До 1835 г. черноярцы были причислены к приходу ст. Павлодольской, с 1835-го по 1871 г. – к приходу ст. Ново-Осетинской. В 1872 г. в ст. Черноярской была освящена Николаевская церковь – деревянная, находившаяся на месте нынешнего клуба. В 20-е гг. ХХ века церковь была частично разрушена и впоследствии сгорела.

Спустя год после смерти В.И. Ленина в г. Прохладном решили установить памятник вождю. Жители Прохладного передали трактор в ст. Черноярскую в обмен на церковные колокола сгоревшей станичной церкви. Из церковных колоколов литейщики ремонтного завода М.Ф. Петров, А.С. Богатырев, В.И. Курапов, И.Г. Новиков в 1925 г. отлили бюст, который и поныне стоит в одном из парков г. Прохладного.

Церковь святых апостолов Петра и Павла на втором кладбище станицы освящена 29 января 1904 г. Именно церковь, а не часовня, как многие полагают, с усыпальницей фамилии Валаевых.

Дословно из «Епархиальных ведомостей» №5 от 1 марта 1904 г.:

«Из ст. Черноярской Моздокского отдела. Здесь 29 января было совершено освящение церкви на кладбище, построенной вдовою войскового старшины Дарией Валаевой. Освящение совершал с благословения Его Преосвященства протоиерей Алексей Гатуев с участием благочинного священника о. Павла Пшеницына и священника Вазиева. Пел хор учеников и учениц местной церковно-приходской школы под умелым управлением приходского свящ. о. Александра Тускаева, с участием трех псаломщиков, приглашенных из гор. Моздока... Богослужение продолжалось до 3-х часов. Затем служилось в новом храме молебствие св. Первоверховным апостолам Петру и Павлу, с молит вою о здравии государя императора, св. Синода и Преосвященнейшего Владимира, епископа Владикавказского и Моздокского, и строительницы, и о даровании победы православному воинству на Дальнем Востоке. Надо отметить, что станица Черноярская, как и Новоосетинская, состоит из природных осетин-дигорцев, поселившихся здесь во время учреждения в Моздоке Осетинской духовной комиссии, при Екатерине Великой, для защиты возрождающейся там миссии.

Приезжий.».

Небольшая ремарка. Писавший статью, видимо, ошибся по незнанию. Переселение именно дигорцев началось не ранее 1804 г. Многим известно, что церковь построена вдовой войскового старшины Дарьей Валаевой, но мало кто знает, кем были эти люди.

Эта ветка фамилии Валаевых состояла из потомственных дворян ст. Черноярской. Войсковой старшина из осетин-казаков ст. Черноярской Пётр (Слан) Васильевич Валаев родился 7 июня 1845 г. Кавалер орденов: св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом; св. Анны 2-й и 3-й ст. с мечами и бантом; св. Станислава 2-й ст. с мечами. Награждён медалями: серебряной - в память войны 1877-1878 гг., серебряной на Георгиевской ленте - за Ахалтекинскую экспедицию, серебряной - в память войны в Средней Азии. Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. был начальником сводного охотничьего отряда 1-го Волгского и 2-го Кизляро-Гребенского казачьих полков. За отличия в делах с турками в 1877 г. произведен в сотники, а в 1879-м - в есаулы. Один из первых черноярцев, кто нёс службу в 1-м лейб-гвардии казачьем эскадроне в Собственном Его императорского величия Конвое. Был во многих поездках с императорами. Хорошо знал императора Александра III. Командовал сотнями в разных полках и самими полками. Был членом военного суда в Пятигорске. В Русско-турецкой войне 1 сентября 1877 г. во время рекогносцировки у с. Джала упал вместе с лошадью, при этом получил вывих левого предплечья и ушиб всего тела. Последняя запись в послужном списке - 31 октября 1898 г.

Доблестный воин был женат на Дарье (Дарицка) Николаевне Гокинаевой (на снимке - она с дочерью Александрой), дочери не менее знаменитого черноярца, осетина-казака, подполковника Николая Степановича Гокинаева. Он родился в 1805 г. в ст. Черноярской. Служил урядником в 1825 г., с 1845 г. - приставом алагирского и куртатинского народов. Прославился в бою 3 марта 1843 г. 6-я сотня Горского полка, которой командовал есаул Гокинаев, преследуя большую «хищническую партию» горцев, попала в засаду в ущелье, в 20 верстах от Моздока. В полном окружении, в условиях, когда небо застилал дым от подожженных мятежными горцами камышей, сотня сражалась примерно с тысячным войском. Из боя вырвалось лишь около половины 6-й сотни, остальные погибли.

Гокинаев участвовал в кампании 1828 – 1829 гг. с турками, в память о той войне имел серебряную медаль. Участник Кавказской войны. Награды: знак отличия военного ордена (Георгиевский крест) №50345 (1829 г.), св. Анны 3-й ст. с бантом, св. Станислава 3-й ст., св. Анны 4-й ст. с надписью «За храбрость», кавалер ордена св. Георгия 4-й ст. (26.11.1853 г.). Второй из осетин, кто был удостоен подобной награды! Могила Николая Степановича Гокинаева была установлена лишь осенью 2019 г. при паспортизации старого кладбища ст. Черноярской.

В семье Петра Васильевича и Дарьи Николаевны Валаевых было семеро детей – сыновья Георгий (Хамби) (1872 г.), Григорий (1874 г.), Пётр (1878 г.), Захар (1881 г.) и дочери Александра (1876 г.), Вера (1883 г.), Надежда (1891 г.). После смерти супруга (дата нам точно не известна – между 1898 и 1903 гг.), вдова на собственные средства профинансировала строительство церкви на кладбище станицы с усыпальницей фамилии Валаевых, которая устроена под самой церковью.

Судьбы детей Валаевых сложились по-разному.

Православный казак ст. Черноярской Григорий Петрович Валаев родился 25 января 1874 г. Окончил Донской кадетский корпус и Ставропольское казачье юнкерское училище по 2 разряду (1895). Хорунжий с августа 1899 г. Служил в 1-м Горско-Моздокском казачьем полку, затем состоял в комплекте полков Терского казачьего войска. Участник Первой мировой войны. При мобилизации в июле 1914 г. зачислен в 3-й Горско-Моздокский казачий полк младшим офицером. Находясь на фронте, умер от тифа 15 июня 1915 г. Был холост.

Православный осетин-казак ст. Черноярской Пётр Петрович Валаев родился 25 октября 1878 г. Окончил Донской кадетский корпус, Николаевское кавалерийское училище по 1 разряду и офицерскую стрелковую школу. Хорунжий с 9 августа 1899 г. Служил в 1-м Волгском полку. Сотник с 1 июня 1903 г. Подъесаул с 1 июня 1907 г. 24 января 1908 г. уволен в отставку. Участник Первой мировой войны. 10 сентября 1914 г. принят на службу во 2-й Кизляро-Гребенской полк ТКВ. С октября 1914-го по март 1915 года - командир 1-й сотни, затем - помощник командира полка. 30 октября 1915 г. произведён в есаулы. Ранен 28 ноября 1915 г. Войсковой старшина с 6 августа 1916 г. Пётр Петрович погиб в бою 18 сентября 1916 г.

Старший их брат – инженер Георгий (Хамби) Петрович Валаев окончил Рижский политехнический институт. Был женат на Нине Александровне Валаевой. В этом браке родились шестеро детей – Владимир, Нина, Рустем, Евгений, Татьяна, Ростислав. В конце XIX – начале XX вв. Георгий жил и работал в Грозном главным инженером нефтяных приисков. Судьба Георгия Валаева сложилась трагически. В годы революции он был избран от Терского казачества в Учредительное собрание России и расстрелян большевиками в Самаре (предположительно в 1918 г.) Захар Петрович Валаев, студент-инженер Московского Императорского технического училища (1905 г.). Корреспондент Этнографического отдела Русского музея (ЭО РМ) императора Александра III.

Захар Петрович предложил помощь ЭО РМ по сбору этнографических предметов у народов Северного Кавказа. На выделенные средства им был собран обширный этнографический материал, две коллекции, характеризующие культуру осетин, кабардинцев и балкарцев. Собранные в 1906 – 1907 гг. и привезенные им этнографические предметы не раз были представлены не только на различных выставках музея, но и вошли в тематические разделы экспозиции Государственного музея этнографии (с 1992 г. – Российский этнографический музей) «Народы Северного Кавказа. Конец XIX – начало XX вв.» (1982–2015 гг.). Мы не знаем ничего о месте его жительства после 1908 г., дальнейшей деятельности. Из воспоминаний его двоюродной сестры Любови (Любы) Захаровны Кургосовой следует, что он покончил с собой: «Захар – инженер, отравившийся (по другим вариантам - зарезавшийся) и оставивший записку следующего содержания: «Удивительно: выпил яд в 12 ч., а уже 3 ч., и не действует». Причины для совершения этого поступка неизвестны. Также ничего не известно и о месте его захоронения: был ли он захоронен вместе с остальными членами своей семьи в фамильном склепе или же его как самоубийцу похоронили отдельно.

О дочерях Вере (1883 – 1965) и особенно Александре (Сасса) (1875 – 1953) известно больше. Александра Бегиева (Валаева) (на снимке) была первой женщиной-собирательницей дигорского фольклора. А Вера была замужем за Иналом Тотруковичем Собиевым (1873 – 1961) – прогрессивным деятелем осетинской интеллигенции, инженером-механиком, помощником В.Ф. Миллера в работе над «Осетинско-русско-немецким словарем».

По воспоминаниям воспитывавшейся в семье войскового старшины П.В. Валаева двоюродной сестры Л.З. Кургосовой, Александра Петровна регулярного образования не получила, в то время как Вера Петровна стараниями старшей сестры окончила женскую гимназию. Известно, что Александра была не только знакома с видными представителями осетинской интеллигенции – Коста Хетагуровым, Блашка Гуржибековым, Балотти Тускаевым, членами семьи священника Цаликова (в том числе и Анной Цаликовой) и др., но и состояла с обоими поэтами в дружеских отношениях и переписке. Под влиянием своего окружения Александра ощутила необходимость в сборе и фиксации фольклора жителей станиц Черноярской и Новоосетинской. Обе сестры пережили революцию. Так, Александра Бегиева до 1929 г. жила в Кисловодске, в доме, подаренном ей отцом в качестве приданого. С 1930 г. до начала 1932 г. - во Владикавказе, а в начале 1932 г. она переехала к своему родственнику Б. Кукиеву в Тбилиси, где работала на швейной фабрике. Умерла там же в 1953 г.

О младшей сестре Надежде нет никаких сведений.

Валаевы подверглись гонениям в годы Гражданской войны и особенно в 30-е. В 30-е два сына Георгия (Хамби) Петровича – Рустем (1900 – 1977) и Ростислав (1903 – 1961) были узниками Соловецкого лагеря особого назначения. Потомки Георгия Валаева живут в Москве. О фамилии Валаевых в станице напоминают лишь церковь, могильные камни на двух кладбищах и крепкий, до сих пор сохранившийся двухэтажный дом (так и называют его – «валаевский»). А представителей фамилии Валаевых в станице больше нет...

Скорее всего, в усыпальнице к 1917 г. находились останки Василия Петровича, Дарьи Николаевны, трёх сыновей – Григория, Петра и Захара и, возможно, дочери Надежды.

Из фамильной усыпальницы под церковью, построенной Дарьей Валаевой, в первые годы советской власти останки были изъяты, были сняты нательные кресты, украшения. Лишь в 2001 г. останки семьи Валаевых были перезахоронены. На деньги, завещанные Т. Запоевой, рядом с часовней был установлен могильный камень с надписью: «Здесь покоится прах строителей святого храма сего, семьи Валаевых, погибшей в годы гонений 1930 – 1935 гг. Память восстановлена в 2001 г. силами жителей станицы Черноярской».

Слева направо: инженер Инал Собиев, его брат-революционер (имя неизвестно), Дарья Николаевна, Вера и Захар Валаевы. Примерно 1903 – 1907 гг. Тифлис.

С любовью и уважением к прошлому и настоящему,

с верой в будущее любимой станицы – Руслан КУКИЕВ.

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *