О внесении изменений в Стратегию социально-экономического развития муниципального образования Моздокский район Республики Северная Осетия-Алания на период до 2030 года

78.7 Кб
скачать

500 от 22.07.2022

 

РЕШЕНИЕ

СОБРАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МОЗДОКСКОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

 

№ 500                                                                                            от 22 июля 2022 г.

 

 

О внесении изменений в Стратегию социально-экономического

развития муниципального образования Моздокский район

Республики Северная Осетия-Алания на период до 2030 года

 

 

 

В соответствии с пунктом 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.04.2022 года N 1089-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 года», пунктом 4 распоряжения Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 года N 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года», в целях увязки с положениями Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 года и Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, Собрание представителей Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания решило:

  1. Внести следующие изменения в Стратегию социально-экономического развития муниципального образования Моздокский район Республики Северная Осетия-Алания на период до 2030 года, утвержденную решением Собрания представителей Моздокского района от 11 февраля 2021 года № 361:
    • Раздел «Введение» изложить в новой редакции:

Стратегическое планирование - одна из важнейших особенностей современной теории управления. В отличие от текущего, стратегическое планирование предполагает учет влияния внешней среды на современное и будущее состояние муниципального образования, его сильных и слабых сторон (преимуществ и недостатков), и использование этой информации для определения стратегии развития. Стратегическое планирование является важнейшей составной частью общей системы стратегического управления муниципальным образованием.

Сегодня каждое муниципальное образование во многом самостоятельно несет ответственность за свое комплексное социально-экономическое состояние, имидж и перспективы развития.

Формирование целей социально-экономического развития на долгосрочную перспективу требует четкого определения ценностных ориентиров общества, обеспечивающих переход к развитой экономике и устойчивой социальной политике.

Стратегия социально-экономического развития муниципального образования Моздокский район Республики Северная Осетия-Алания до 2030 года (далее также – Стратегия) является документом стратегического планирования, в котором определяются приоритеты, цели и задачи развития муниципального образования Моздокский район на долгосрочный период.

Стратегия социально-экономического развития муниципального образования Моздокский район на период до 2030 года определяет приоритеты политики администрации района в области социально-экономического развития. Стратегия разработана в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решением Собрания Представителей муниципального образования Моздокский район Республики Северная Осетия-Алания от 01 августа 2018 года №97 «О разработке Стратегии социально-экономического развития муниципального образования – Моздокский район Республики Северная Осетия-Алания и внесении изменений в решение Собрания представителей Моздокского района от 18.03.2015 года №243 «Об утверждении положения о бюджетном процессе муниципального образования – Моздокский район Республики Северная Осетия-Алания», а также с учетом положений, направленных на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 и Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания на период до 2030 года.

Стратегия социально-экономического развития муниципального образования Моздокский район на период до 2030 года учитывает положения Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 года  и Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года.

Стратегия социально-экономического развития муниципального образования Моздокский район определяет основные направления, способы и средства достижения национальных целей развития Моздокского района, целей и задач в области обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития района, до 2030 года.

Стратегия социально-экономического развития муниципального образования Моздокский район на период до 2030 года определяет приоритеты долгосрочного развития района, связанные с развитием промышленности, сельского хозяйства, транспорта, сферы услуг, социальной сферы, предпринимательства, повышением инвестиционной привлекательности муниципального образования, а также развитием межмуниципального сотрудничества.

Цели развития, поставленные в стратегии, имеют долгосрочный характер. Тем не менее, с течением времени Стратегия может корректироваться с учетом планов развития Российской Федерации, Северо-Кавказского федерального округа, Республики Северная Осетия-Алания, муниципального образования Моздокский район.

Стратегия разработана для определения целевых ориентиров в социально-экономическом развитии района, выражающихся в достижении и закреплении лидерских позиций и создании условий и механизмов, позволяющих обеспечить темпы развития экономики, сформировать комфортную среду для жизни человека, обеспечить духовное благополучие населения.

  • В главе 2 «Оценка конкурентных преимуществ и выявление проблем экономического и социального развития муниципального образования Моздокский район Республики Северная Осетия-Алания:
    • наименование подпункта 2.2.3. пункта 2.2. изложить в новой редакции «2.2.3. Водоснабжение и водоотведение».
    • подпункт 2.2.9. пункта 2.2. дополнить абзацем следующего содержания:

«Согласно данным приведенным в Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 года - наибольшие темпы убыли населения в 2020 - 2030 годах будут наблюдаться в Республике Северная Осетия - Алания. Основными причинами сокращения числа жителей станут отток населения в трудоспособном возрасте и старение населения. Аналогичная ситуация прослеживается и в Моздокском районе.»

  • подпункт 2.2.10. пункта 2.2. дополнить абзацем следующего содержания:

«"Теневая" занятость остается одним из главных факторов, ограничивающих экономическое развитие регионов, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа. По оценкам Федеральной службы государственной статистики, доля занятых в неформальной экономике в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, составляет около половины работающего населения, что вдвое больше среднего значения по Российской Федерации (в III квартале 2021 г. доля занятых в неформальном секторе в общей численности занятых составляла 43,2 процента в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, 20,5 процента - в среднем по Российской Федерации). Подобная ситуация складывается и в Моздокском районе.

Результатом распространения неформальной занятости являются недополученные собственные доходы бюджетов и социальная незащищенность граждан в условиях нестабильности экономической ситуации. С распространением "теневого" сектора связана проблема низкой собираемости платежей ресурсоснабжающими организациями. Недополучение существенного объема бюджетных средств вследствие доминирования "теневой" экономики в конечном счете обусловливает недостаточный уровень развития инфраструктуры социальной сферы.»

  • Главу 5 «Стратегические цели и направления социально-экономического развития муниципального образования Моздокский район

Республики Северная Осетия-Алания» дополнить новым первым абзацем следующего содержания:

    «Решение системных проблем социально-экономического развития Моздокского района тесно взаимосвязано с решением указанных проблем на уровне  Северо-Кавказского федерального округа и  предполагает значительное улучшение институциональных условий развития на территории района. Улучшение институциональных условий включает в себя сохранение политической и социальной стабильности в регионе, развитие гражданского общества, преодоление коррупции, повышение прозрачности принятия управленческих решений и расширение практик общественного контроля, прямого участия местных сообществ в социально-экономическом развитии.

Важнейшими направлениями в целях преодоления системных проблем развития экономики являются:

создание условий для развития малого и среднего предпринимательства и постепенного выхода экономики из "тени";

повышение доступности финансовых ресурсов для реализации проектов развития;

реализация системных мер повышения инвестиционной привлекательности за счет создания территорий с преференциальными режимами.»

  • В Главе 5 «Стратегические цели и направления социально-экономического развития муниципального образования Моздокский район

Республики Северная Осетия-Алания»:

  • подпункт 5.2.1. пункта 5.2. после абзаца пятого дополнить абзацем следующего содержания:

«Развитие промышленности регионов, в том числе районов, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, рассматривается как одно из приоритетных направлений для решения задачи повышения производительности труда, развития малого и среднего бизнеса и поддержки занятости населения.

В числе основных мер, направленных на модернизацию и создание новых предприятий обрабатывающей промышленности, можно выделить следующие:

широкое информирование бизнеса о мерах государственной поддержки развития промышленности;

деятельность региональных институтов развития - региональных фондов развития промышленности для осуществления финансирования инвестиционных проектов промышленных предприятий совместно с Фондом развития промышленности;

развитие объектов региональной промышленной инфраструктуры - индустриальных (промышленных) парков и промышленных технопарков;

развитие региональных и межрегиональных промышленных кластеров (в том числе в рамках добровольной легализации), а также других форм промышленной кооперации;

реализация на территории Северо-Кавказского федерального округа мероприятий национальных проектов "Производительность труда", "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", "Международная кооперация и экспорт".

  • подпункт 5.2.2. пункта 5.2. после абзаца четвертого дополнить абзацем следующего содержания: «Особого внимания требует развитие инфраструктуры мелиорации, включая восстановление и реконструкцию мелиоративных систем, гидроузлов и водохранилищ для регулирования стоков (в целях водоснабжения, орошения, сглаживания паводков), реконструкцию и модернизацию гидротехнических сооружений, развитие водосберегающих технологий орошения, совершенствование управления и функционирования мелиоративного водохозяйственного комплекса (инвентаризация мелиоративного фонда, совершенствование системы тарифов поставки воды), создание научно-технологического консалтинга для внедрения новейших технологий полива в условиях возрастающего дефицита водных ресурсов.»
  • раздел «Агропромышленный кластер» подпункта 5.2.2. пункта 5.2. после шестого абзаца дополнить абзацем следующего содержания:

«В числе основных инструментов достижения приоритетов в сфере агропромышленного комплекса - реализация на территории Моздокского района мероприятий национальных проектов "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", "Международная кооперация и экспорт", национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", государственных программ Российской Федерации "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", "Комплексное развитие сельских территорий", а также государственных программ развития агропромышленного комплекса субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.»

  • подпункт 5.2.4. пункта 5.2. после двенадцатого абзаца дополнить абзацем следующего содержания:

«Необходимым элементом политики в отношении малого и среднего предпринимательства является создание выгодных экономических условий для постепенного выхода предпринимателей из "тени", создание новых предприятий и возможностей для постоянного развития уже работающего бизнеса.

 Государственная политика по стимулированию постепенного выхода предприятий из "тени" должна включать 3 этапа:

создание условий для снижения издержек ведения бизнеса, растущих при легализации деятельности;

переходный период по обеспечению добровольного выхода из "тени" за счет предоставления государственной поддержки;

обеспечение контрольно-надзорных мероприятий по стимулированию выхода из "тени".»

  • подпункт 5.2.4. пункта 5.2. после четырнадцатого абзаца дополнить абзацем следующего содержания: «Реализация мер по добровольной легализации бизнеса и развитию малого и среднего предпринимательства станет основой достижения национальных целей, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", и целевых показателей Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р, по снижению уровня бедности во всех субъектах Российской Федерации на территории Северо-Кавказского федерального округа.»
  • подпункт 5.3.4. пункта 5.3. после седьмого абзаца дополнить новым абзацем следующего содержания: «Основным инструментом реализации приоритетных направлений в сфере культуры являются мероприятия национального проекта "Культура". Однако их реализация невозможна без привлечения внебюджетных источников финансирования: средств меценатов и спонсоров, проведения коммерческих мероприятий в сфере культуры. Ряд инициатив может быть реализован в формате социального предпринимательства и местных социальных инициатив.»
  • в пункте 5.3. подпункт 5.3.6 считать подпунктом 5.3.7.
  • в пункте 5.3. подпункт 5.3.7 считать подпунктом 5.3.8.
  • в пункте 5.3. подпункт 5.3.8 считать подпунктом 5.3.9.
  • пункт 5.3. дополнить новым подпунктом 5.3.6. следующего содержания:

«5.3.6.  «Укрепление общегражданской идентичности и межнациональных отношений»

«Создание дополнительных социально-экономических, политических и культурных условий для улучшения социального благополучия граждан, обеспечения межнационального и межрелигиозного согласия в Моздокском районе  является одним из основных вопросов национальной политики района.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", указывает на необходимость создания механизмов предупреждения и нейтрализации социальных и межнациональных конфликтов, а также осуществления мер по недопущению пропаганды насилия, расовой, религиозной и межнациональной нетерпимости. Непреодоленные последствия межэтнических или этнотерриториальных конфликтов и противоречий в отдельных субъектах Российской Федерации отмечены в качестве одной из системных угроз национальной безопасности Российской Федерации в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года".

Приоритетными направлениями в национальной политике района являются:

укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа Моздокского района;

сохранение этнокультурного и языкового многообразия района, обеспечение условий для сохранения и развития языков народов России, проживающих на территории Моздокского района;

сохранение русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

содействие этнокультурному и духовному развитию народов, проживающих на территории района;

создание условий для удовлетворения национально-культурных потребностей жителей Моздокского района;

развитие системы образования, гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Развитие межнациональных отношений в Моздокском районе предполагает осуществление мероприятий по следующим приоритетным направлениям:

развитие системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций;

реализация мероприятий, направленных на поддержку российского казачества на территории Моздокского района.

В сфере содействия институтам гражданского общества в профилактике этнополитического и религиозного экстремизма основными мероприятиями являются:

развитие диалога органов местного самоуправления с институтами гражданского общества, в том числе национально-культурными объединениями, с привлечением авторитетных активистов таких организаций к обсуждению проблем в сфере межэтнических отношений и сопряженных с ними вопросов;

выявление неформальных лидеров этнических сообществ, в том числе молодежных, поощрение взаимодействия лидеров молодежных сообществ в разработке и реализации общественно значимых проектов;

взаимодействие с общественными объединениями, представляющими национально-культурные объединения Моздокского района, и поддержкиа этой группы населения с учетом выявленных реальных потребностей.

Кроме того, в образовательной и культурной сфере необходимо обеспечить:

совершенствование образовательных программ, а также учебно-методических комплексов по изучению исторического опыта взаимодействия народов Российской Федерации и значимых событий, повлиявших на формирование общероссийского единства и солидарности;

совершенствование системы обучения в целях сохранения и развития этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации и воспитания уважения к российской истории и культуре, мировым культурным ценностям;

включение в образовательные программы курсов по изучению культурных ценностей и традиций народов Российской Федерации;

поддержку общественных инициатив, направленных на патриотическое воспитание детей и молодежи;

подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации педагогических кадров и кадров в сфере культуры с учетом этнокультурных и региональных особенностей;

поддержку проектов, ориентированных на знакомство жителей Моздокского района с культурой и историей народов, проживающих на территории Северо - Кавказского округа и других субъектов Российской Федерации, на преодоление этнической разобщенности.

В сфере предпринимательства следует обеспечить:

содействие развитию народных художественных промыслов и ремесел в целях увеличения занятости населения, в том числе на селе, в местах традиционного проживания.

  • пункт 5.4. дополнить подпунктом 5.4.9. следующего содержания:

«5.4.9. Формирование сбалансированного пространственного развития

 В соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р, все территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, относятся к геостратегическим. Приоритетным направлением является формирование устойчивого и сбалансированного пространственного развития Северо-Кавказского федерального округа, в том числе и Моздокского района. В рамках реализации национальных приоритетов пространственного развития необходимо стимулировать снижение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, ускорить темпы экономического роста и технологического развития, обеспечить национальную безопасность. В целях реализации указанных приоритетных направлений на территории Моздокского района необходимо обеспечить:

ускорение темпов экономического развития за счет действующих и новых центров экономического роста;

создание условий для возникновения локальных точек роста за пределами городских территорий;

развитие сельских опорных населенных пунктов и прилегающих к ним малонаселенных пунктов;

благоприятные условия для межмуниципального взаимодействия по совместному решению социально-экономических проблем;

сбалансированное функционирование топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства.

Приоритетом пространственного развития в части локализации экономического роста является ускорение экономического роста и развития действующих и потенциальных центров экономического роста. Для этого необходимо в приоритетном порядке снять существующие институциональные и инфраструктурные ограничения на данных территориях. Ключевыми приоритетами по снятию инфраструктурных ограничений на указанных территориях являются:

опережающее развитие коммунальной инфраструктуры по сравнению с темпами роста численности населения;

развитие транспортной системы за счет реконструкции, модернизации и создания транспортной инфраструктуры, обновления парка общественного транспорта, мер по оптимизации маршрутной сети общественного транспорта и дорожного движения;

благоустройство.

Основную угрозу сбалансированности пространственного развития может формировать ускоренный миграционный переток из сельских районов в город. Урбанизация обусловлена объективными причинами: лучшим качеством жизни, разнообразием рынка труда, более высокими доходами жителей города. Остановить данную тенденцию с учетом особенностей и сложностей жизни населения и ведения бизнеса в сельских районах практически невозможно. В этих условиях приоритетом должно стать развитие сельских опорных населенных пунктов и прилегающих к ним малонаселенных пунктов с учетом направлений сбалансированного пространственного развития, определенных в Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. N 151-р, а также инициативы "Города больших возможностей и возрождение малых форм расселения", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. N 2816-р, в том числе посредством:

улучшения условий жизни жителей сельских населенных пунктов, в том числе путем обеспечения устойчивого сокращения доли непригодного для проживания жилищного фонда, повышения уровня благоустройства сельских населенных пунктов, обеспечения коммунальной инфраструктурой;

содействия развитию города Моздок  и крупных сельских населенных пунктов как межмуниципальных обслуживающих центров для сельских территорий, обеспечивающих население и предпринимателей различными видами услуг (отраслей социальной сферы, сервисного обслуживания сельскохозяйственной техники и оборудования, информационно-консультационных услуг, услуг в области хранения и переработки местного сельскохозяйственного сырья и других услуг);

повышения конкурентоспособности экономики сельских территорий, являющихся перспективными агропромышленными центрами, путем продвижения уникальных локальных брендов, содействия развитию потребительской, кредитной и иных форм кооперации, фермерства, повышения доступности для малых и средних товаропроизводителей рынков сбыта сельскохозяйственной продукции, поддержки развития специализированной инфраструктуры хранения сельскохозяйственной продукции, внедрения технологий и оборудования для глубокой переработки сельскохозяйственного сырья, содействия развитию объектов мелиорации, вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых угодий и пашен на сельских территориях, пригодных для ведения эффективного сельского хозяйства.

Кроме того, в связи с наличием рисков по минимизации сбалансированности пространственного развития в Моздокском районе необходима стабилизация системы расселения в том числе содействие переселению населения из зон с наиболее высокой вероятностью оползневых процессов, селей, лавин и других неблагоприятных природных явлений в  Моздокском районе, а также введение дополнительных ограничений на жилищное строительство и реализацию инвестиционных проектов  в таких районах.».

1.5.  В Главе 7 «Реализация стратегии»:

Первый абзац дополнить абзацем следующего содержания:

«Основным механизмом реализации Стратегии является план мероприятий по реализации стратегии, который утверждается постановлением Главы Администрации местного самоуправления Моздокского района.».

  1. Опубликовать настоящее решение в средствах массовой информации.
  2. Настоящее решение вступает в силу после официального опубликования.

 

 

 

 

Глава муниципального

образования Моздокский район                                                      Г.А. Гугиев

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *