ГЛАВНЫМИ ВСЕГДА ОСТАЮТСЯ УЧЕНИК И УЧИТЕЛЬ

4 сентября 2020

Ежегодная августовская педагогическая конференция – это устоявшаяся традиция и потребность в подведении и анализе итогов учебного года. Но ограничительные меры вносят свои коррективы, поэтому прошла она в дистанционном формате. Год назад на августовской встрече были определены на несколько лет вперёд приоритетные направления развития образования в контексте реализации национального проекта «Образование».

Как окончен учебный год, каковы реалии и ближайшие перспективы системы – на эти и другие вопросы корреспондента «МВ» отвечает начальник Управления образования АМС Моздокского района Неля ГАСПАРЬЯНЦ.

- Неля Николаевна, сегодня понятие «развитие» тесно связано с участием в целевых программах. Поделитесь, пожалуйста, информацией: в каких проектах участвуют наши образовательные учреждения?

- 41% образовательных учреждений района являются участниками федеральных проектов. Так, в рамках нацпроекта «Образование» и госпрограммы РСО-Алания по созданию новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью на 2016 – 2025 гг. готовится к сдаче новый объект на 500 мест в Моздоке - структурное подразделение школы №3, которое позволит поэтапно ликвидировать вторую смену. Также в рамках проекта заканчивается капремонт в школах сёл Виноградного (на 20 млн руб.) и Троицкого (на 25 млн руб.). Новых учебников Министерством образования и науки республики для школ района закуплено более чем на 6 млн руб.

В рамках проекта «Современная школа» в средних городских (кроме пятой) и Весёловской школах будут функционировать Центры цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Оборудования закуплено на сумму более 4 млн руб. На базе школ сёл Виноградного, Киевского, Предгорного, Кизлярской №2, станицы Павлодольской, посёлков Советского и Калининского продолжится реализация нацпрограммы «Цифровая экономика Российской Федерации». А школьники СОШ №1, №8, №108 продолжат обучение в «Яндекс. Лицее». Развитие кадрового потенциала системы образования реализуется в федеральном проекте «Учитель будущего». Федеральная программа «Земский учитель» позволила решить проблему с кадрами в 6 школах. «Земские учителя» получат до конца календарного года от государства по 1 миллиону рублей. Проект «Поддержка семей, имеющих детей» позволяет оказывать психолого-педагогическую, методическую и консультативную помощь родителям. В рамках регионального проекта «Подготовка кадров для системы образования» работает система классного вожатства в базовых школах №№8, 3, 2, 108 г. Моздока, станиц Луковской и Терской, Кизлярской №2; школа №3 г. Моздока станет ещё и региональной стажировочной площадкой.

- По каким же критериям судят сегодня о качестве образования, об эффективности участия в проектах?

- Качество - социально-экономическое понятие, и потому качество образования является стратегическим фактором общественного развития. О качестве образования традиционно судят по двум типам результатов: по итоговой аттестации выпускников 9-х и 11-х классов; по результатам федеральных и региональных мониторинговых процедур. В завершившемся учебном году они не проводились из-за ограничительных мероприятий. Но в сентябре-октябре в школах проведут проверочные работы - для выявления пробелов в знаниях у обучающихся и корректирования работы учителей. Не проводился в основной школе и ОГЭ, результаты годовой аттестации были приравнены к итоговой. Но эти результаты нельзя на 100% считать объективными: тому много причин, о них говорилось на конференции. Да и отсутствие опыта сдачи экзаменов может сказаться на качестве сдачи ЕГЭ через 2 года.

Если говорить в целом о результатах ЕГЭ, то, несмотря на условия с послаблениями для выпускников, результаты несколько ниже прошлогодних. Более 10% сдававших ЕГЭ не преодолели минимальный порог. Неприемлема ситуация, когда выпускники нарушают порядок проведения экзамена. Три выпускника – из СОШ №1 с. Кизляр, №7 г. Моздока и ст. Луковской были удалены без права пересдачи в текущем году. И всё же по пяти из одиннадцати предметов ЕГЭ средний балл по Моздокскому району - выше прошлогодних значений. А результаты по химии - выше среднего балла по России.

Отрадно, что выросло количество выпускников, получивших высокие баллы, – их 176. По одному предмету 100 баллов получили 3 девочки: Нина Краснова (школа №1), Яха Дышниева и Камила Хасанова (школа №3). Из 54 претендентов на медали лишь трое не смогли подтвердить свои знания. Конечно, качественное образование может дать только компетентный педагог, и мы помогаем повышать квалификацию учителей. Время не ждёт, оно заставляет нас соответствовать его требованиям, которые меняются практически каждый день. И родители, и дети ждут от нас качественного образования.

- Предметные олимпиады – традиционный показатель качества знаний и успешности работы педагога. Как они прошли в текущем году?

- Создание эффективной системы поддержки и развития одарённых детей - ещё один стратегический ориентир. В региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников участвовали 145 обучающихся из нашего района, из которых победителями стали четверо и тридцать – призерами. Из-за пандемии заключительный (всероссийский) этап был отменен. Призеров определили по проходным баллам. Призером по физической культуре стал учащийся СОШ №3 Владимир Кубышкин. Результаты есть! Но очевидны и проблемы. В первую очередь – отсутствие системы в работе по выявлению и поддержке одаренных детей на всех уровнях не позволяет обеспечить устойчивую положительную динамику.

- Родители стараются отдать детей во внешкольные образовательные учреждения: музыкальную или художественную школы, в спортивные секции, на танцы и вокал. В последние годы ощущался перекос в сторону культуры и спорта. По официальным данным, три спортивные школы, ЦДТ, городские клубы, физкультурно-оздоровительный центр, различные частные клубы, районный и сельские дома культуры, городские и сельские школы искусств посещают более пяти тысяч детей, подростков, юношей и девушек. Каковы перспективы развития допобразования?

- Глава государства Владимир Владимирович Путин сказал: «В основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип: каждый ребенок одарён, раскрытие его талантов – это наша задача». Когда мы говорим о поддержке и развитии талантов, мы имеем в виду не только тех ребят, кто уже успел их продемонстрировать. Мы говорим о том, что такой шанс должны получить все дети района. Сегодня районная система дополнительного образования детей предоставляет им возможность заниматься художественным и эстетическим творчеством, туристско-краеведческой и спортивной деятельностью в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными способностями. В проекте «Успех каждого ребёнка» отражены новые подходы к организации общего образования в тесной связи с дополнительным образованием, в том числе за счет школьных кружков. С этой же целью в районе идёт строительство детского технопарка «Кванториум», открытие которого позволит развивать у детского населения района инженерно-технические навыки. Оборудования для него закуплено на 78 млн руб.

- Можно ли согласиться с теми, кто уверяет, что воспитательный процесс в современной школе отсутствует?

- Так считают те, кто далеки от школы. Чего только стоила воспитательная работа в рамках подготовки к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне! В рамках «Национальной стратегии действий в интересах детей» сегодня воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей и их общение, и отделить воспитательный процесс от учебной деятельности и уменьшить его значение просто невозможно.

Очень часто я как начальник управления образования на встречах с педагогами района слышу фразы, что устарела материально-техническая база школ, что мало в них интерактивного оборудования. Все это верно. Но сама по себе цифровизация не решит всех проблем школы, так же, как не решила их компьютеризация. Важно не забывать, что главными в образовании всегда остаются ученик и учитель, вокруг которых и строится вся новая образовательная среда. Новые форматы – мобильные приложения, онлайн-платформы – всего лишь сервисы, а в центре – человек. Поэтому мне бы хотелось всем нам в преддверии нового учебного года пожелать оставаться компетентными педагогами, для которых учительская профессия – это призвание, но при этом умело встраиваться в обновленные задачи в соответствии с современными профессиональными стандартами и передовыми технологиями.

Беседовала Л. БАЗИЕВА.

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *