ПАТРИОТИЗМ – ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ОПОР ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

25 ноября 2022

Вопрос военно-патриотического воспитания является очень важным. Дух патриотизма, долг защитника Отечества каждый день воодушевляют наших бойцов на выполнение задач специальной военной операции по освобождению многострадального народа Донбасса от нацистов. Хотелось бы, чтобы этот текст и материалы, на которые в нём даются ссылки, обсуждались среди старшеклассников, в каждом молодежном коллективе.

В статье приводятся выписки из последних заседаний Правительства РФ на эту нужную для всех тему, отрывки из статей академика Академии военных наук, профессора кафедры национальной безопасности при Президенте РФ В.И. Лутовинова и методических рекомендаций доктора политических наук Н.В. Стаськова.

Военно-патриотическое воспитание молодежи – актуальная задача для современного Российского государства. Одно из слагаемых её успешного решения – тесное взаимодействие Минобороны России с федеральными органами государственной власти РФ, субъектов РФ и общественными организациями, в том числе молодежными.

Содержание системы военно-патриотического воспитания. Процесс развития Российского государства и общества преподносит серьезнейшие вызовы в сферах воспитания и обучения молодого поколения. Важность патриотического воспитания молодежи неоднократно подчеркивал Президент Российской Федерации В.В. Путин. Он отмечал, что «…патриотизм – одна из главных опор общества и государства. От того, как сегодня мы воспитываем молодежь, зависит будущее России как современного, эффективного государства. Культурное самосознание и духовные, ценностные коды сегодня – объект жесткой конкурентности и противоборства, хорошо срежиссированных атак на социумы. Увы, попытки влиять на целые народы – подчинить их своей воле – такая же реальность современного мира, как и войны за энергоресурсы. И порой они приводят к падению целых государственных строев. Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент – патриотизм, ничего лучшего пока не придумали».

Под военно-патриотическим воспитанием молодежи понимают многоплановую, систематическую, целенаправленную и скоординированную деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, боевым традициям российского народа и его Вооруженных сил, готовности к его защите как важнейшей конституционной обязанности в отстаивании национальных интересов Российской Федерации, к приобретению военных и военно-технических знаний.

К основным задачам военно-патриотического воспитания относятся: привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства и исторических святынь Отечества; активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов чуждой культуры, основанных на культе насилия, искажении и фальсификации истории Отечества; формирование национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами и др.

Военно-патриотическое воспитание следует принципам: единства национальных и интернациональных интересов народов России, любви россиян к своему многонациональному государству; комплексного подхода в скоординированной, целенаправленной работе всех государственных и общественных структур с использованием различных форм и методов патриотического воспитания; всестороннего учета изменений и тенденций в развитии военного дела, международной военно-политической обстановки.

Эффективность системы военно-патриотического воспитания зависит от того, насколько гармонично у гражданина сложился набор необходимых морально-психологических и личностных качеств.

Без тесного сотрудничества всех субъектов военно-патриотического воспитания невозможно добиться его главной цели – развития у молодежи гражданственности, патриотизма, что особенно актуально в сфере военной и других видов службы в силовых ведомствах. В этом плане многое значит отлаженное взаимодействие Министерства обороны с органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и молодежными общественными объединениями.

Правовую основу этого взаимодействия образует ряд нормативно-правовых документов, начиная с Конституции РФ и заканчивая федеральным проектом «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» и другими документами.

Минобороны России сотрудничает с государственными и общественными институтами: Федеральным агентством по делам молодежи; Министерством просвещения РФ; Министерством науки и высшего образования РФ; Министерством культуры РФ; Министерством спорта РФ; органами исполнительной власти субъектов РФ; Всероссийским детско-юношеским военно-патриотическим общественным движением «Юнармия»; Федеральными ГБУ «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи»; «Центр поддержки молодежных творческих инициатив», «Российский детско-юношеский центр», «Российское движение школьников», «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» – ДОСААФ; Общероссийской общественно-государственной организацией «Российское военно-историческое общество»; войсковыми казачьими обществами.

Контакты Министерства обороны разворачиваются по нескольким векторам:

Героико-патриотическое воспитание основано на изучении военной истории, истории государства, Вооруженных сил, других силовых ведомств и их традиций, призвано пропагандировать, сохранять и приумножать героическое прошлое и настоящее нашего народа.

Так, в русле героико-патриотического воспитания Управление Министерства обороны РФ по увековечению памяти погибших при защите Отечества тесно сотрудничает с поисковыми отрядами, входящими в «Поисковое движение России». В 90-й отдельный специальный поисковый батальон Минобороны России приходят служить призывники, которые хорошо знакомы с поисковой деятельностью и не требуют дополнительного обучения.

Поисковые отряды поискового движения России и батальон имеют общую задачу – поиск и установление личностей погибших воинов. В такой работе крайне важны взаимопомощь и взаимодействие сил и средств Минобороны России и общественников: обмен опытом, помощь военных поисковикам по извлечению из земли останков и крупных фрагментов техники и вооружения, обмен архивными данными.

К важным этапам воспитания относятся разъяснение молодым людям смысла и содержания национально-государственной символики Российской Федерации, знакомство с системой государственных праздников, военно-геральдической и наградной системой, системой воинских званий. Широко используются возможности подразделений военно-оркестровой службы ВС РФ.

Исторический опыт свидетельствует, что патриотическое единение людей основывается на принадлежности их к единому национально-духовному укладу с его моральными и нравственными ценностями, важнейшими из которых являются беззаветное служение своему народу, верность военной присяге, воинские доблесть, товарищество, честь, благородство, гуманизм и др.

Военно-спортивное воспитание предполагает: организацию оборонно-спортивных лагерей и военно-полевых сборов; занятия по военному делу с допризывной и призывной молодежью; работу по техническим и военно-прикладным видам спорта; военно-спортивные соревнования, показательные выступления, войсковые стажировки; организацию туристических слетов и походов по местам боевой, воинской славы, спартакиад и спортивных соревнований, посвященных памятным датам в истории России, Вооруженных сил, других силовых ведомств; организацию и проведение военно-спортивных игр, в т.ч. «Зарницы», которая в комплексе решает задачи почти всех компонентов системы военно-патриотического воспитания; проведение месячников оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивных эстафет, военно-спортивных праздников, Дня защитника Отечества.

Главенствующая роль при организации и проведении мероприятий военно-спортивной направленности отводится общественно-государственной организации ДОСААФ России.

В соответствии с приказом министра обороны РФ от 22 июля 2019 г. №404 «Об организации военно-политической работы в Вооруженных силах Российской Федерации» в части организации военно-патриотической работы военно-политические органы: участвуют в реализации государственных программ патриотического воспитания граждан РФ, в их подготовке к военной службе; оказывают организационную и методическую помощь в деятельности «Юнармии» и других общественных объединений военно-патриотической направленности; координируют взаимодействие органов военного управления с органами государственной власти субъектов РФ и местными органами власти, региональными общественными объединениями; организуют в Вооруженных силах деятельность по вопросам работы с ветеранами, оказывают содействие в деятельности Общероссийской общественной организации ветеранов Вооруженных сил РФ и других общественных объединений ветеранов Вооруженных сил.

В соответствии с Указом Президента РФ от 16 мая 1996 г. №727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» Министерство обороны РФ совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти принимает меры по укреплению и расширению связей воинских формирований с образовательными учреждениями, военно-патриотическими молодежными и детскими объединениями и поисковыми группами при решении вопросов воспитания патриотизма и подготовки молодежи к военной службе; определяет порядок предоставления на безвозмездной основе этим военно-патриотическим объединениям учебно-материальной базы воинских частей для проведения мероприятий, связанных с военно-патриотическим воспитанием молодежи; устанавливает порядок передачи указанным военно-патриотическим объединениям и поисковым формированиям снятой с производства и не используемой в войсках пригодной для дальнейшей эксплуатации техники, подлежащих списанию технических средств, учебных пособий, тренажеров, предметов форменного обмундирования; учитывает при призыве на военную службу членов военно-патриотических молодежных и детских объединений профиль их подготовки; предоставляет преимущественное право при поступлении в военно-учебные заведения юношам, прошедшим соответствующую подготовку в указанных военно-патриотических объединениях.

Порядок взаимодействия органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных сил РФ при подготовке и проведении некоммерческими общеобразовательными организациями, а также военно-патриотическими общественными объединениями мероприятий, связанных с военно-патриотическим воспитанием граждан РФ, с использованием учебно-материальной базы соединений, воинских частей и организаций ВС РФ регламентирует приказ министра обороны РФ от 15 октября 2014 г. №745.

Например, для организации и проведения мероприятий по военно-патриотическому воспитанию молодежи военные комиссариаты подают в воинские части обобщенные заявки для предоставления учебно-материальной базы на безвозмездной основе в соответствии с планом боевой подготовки на периоды не более чем по 12 часов в неделю. А для проведения слетов, сборов, организации военно-спортивных лагерей, игр и состязаний – на срок не более двух месяцев в году.

В гарнизонах, военных городках мероприятия с молодежью обычно проводятся на базе Домов офицеров, офицерских клубов, комнат воинской славы или военно-исторических музеев с привлечением военных ансамблей песни и пляски, военных оркестров, с использованием спортивных объектов.

В заключение представлю некоторые рекомендации для руководителей учебных заведений, преподавателей ОБЖ, заинтересованных представителей общественных организаций.

Начиная занятие по военно-патриотическому воспитанию, мы все должны подчеркнуть, что военно-патриотическое воспитание молодежи – это многогранный, сложный и ответственный процесс государственного значения. Его успех во многом зиждется на отлаженной взаимосвязи и согласованности усилий всех вовлеченных сторон.

Также необходимо выделить место, роль и значение, основные направления и формы взаимодействия военно-патриотических объединений с органами военного управления, соединениями, воинскими частями и организациями Вооруженных сил РФ при подготовке и проведении совместных мероприятий. Полезно будет предложить аудитории сравнить эффективность разных форм и методов военно-патриотического воспитания, аргументировав свои позиции.

В заключение необходимо ответить на вопросы слушателей, озвучить список дополнительной литературы, сделав акцент на руководящие документы Минобороны России, относящиеся к тематике военно-патриотического воспитания молодежи.

Н. КОРНАЕВ, военный комиссар Моздокского района.

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *