5 апреля 2022
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ.
Каждый призывник имеет права, закрепленные законодательством Российской Федерации. Призывнику необходимо знать свои права и уметь их защищать. Призывник имеет право:
Право призывника на выбор медицинского учреждения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданин помимо всего прочего имеет право на выбор врача и выбор медицинской организации, в которой ему будет оказана медицинская помощь, либо врачебные вмешательства. Согласно пункта 8 статьи 21 этого же закона выбор врача и медицинской организации военнослужащими и лицами, приравненными по медицинскому обеспечению к военнослужащим, гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, гражданами, подлежащими призыву на военную службу или направляемыми на альтернативную гражданскую службу, и гражданами, поступающими на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, осуществляется с учетом особенностей оказания медпомощи, установленных статьей 25 вышеназванного Закона.
Право призывника на получение копии медицинской карты
В соответствии с пунктом 5 статьи 22 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» пациент либо его законный представитель имеет право по запросу, направленному в том числе в электронной форме, получать отражающие состояние здоровья пациента медицинские документы (их копии) и выписки из них, в том числе в форме электронных документов. Порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Право на ознакомление с личным делом призывника
Согласно части 2 статьи 24 Конституции РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных федеральными законами. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
Право призывника на обжалование решения призывной комиссии
В соответствии с пунктом 7 статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе, решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд. Жалоба гражданина на решение призывной комиссии должна быть рассмотрена в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а жалоба гражданина на заключение призывной комиссии - в течение одного месяца со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии выполнение этого решения (действие этого заключения) приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.
Право призывника на получение копии решения призывной комиссии
В соответствии с пунктом 6 статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» председатель призывной комиссии объявляет решение (заключение) гражданину, в отношении которого оно принято (вынесено). По письменному заявлению гражданина, поданному им в военный комиссариат, военный комиссариат в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления гражданином выдает ему под роспись выписку из протокола заседания призывной комиссии о соответствующем решении (заключении) либо направляет указанную выписку по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по указанному в заявлении гражданина адресу. При этом в случае направления указанной выписки по почте заказным письмом датой ее вручения считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.
Наряду с правами гражданин, подлежащий призыву на военную службу, имеет и обязанности в соответствии с российским законодательством.
В случае не исполнения обязанностей, связанных с призывом на военную службу, гражданин может понести ответственность в соответствии с российским законодательством.
В этой связи предлагаем разъяснения действующего законодательства об обязанностях гражданина при призыве на военную службу и об ответственности за не исполнение этих обязанностей.
В соответствии пунктом 1 статьи 31 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»:
Граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться по повестке военного комиссариата на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате (военном комиссариате субъекта Российской Федерации) до отправки к месту прохождения военной службы.
Оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата (далее повестки).
Вручение повесток призывникам производится под расписку работниками военного комиссариата (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»:
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании письменного обращения военного комиссара.
Что происходит, если призывник не является по повестке военкомата?
В соответствии с пунктом 4 статьи 31 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»:
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Розыск граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и их привод в военный комиссариат (орган местного самоуправления) осуществляется органами внутренних дел в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае уклонения призывника от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссар направляет соответствующие материалы прокурору по месту жительства призывника для решения вопроса о привлечении его в соответствии с законодательством Российской Федерации к ответственности.
Какова ответственность призывника за неявку по повестке в военкомат?
В соответствии со статьями 25.5 и 25.6 Кодексом Российской Федерации об административных нарушениях:
- неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, убытие на новые место жительства либо место временного пребывания на срок более трех месяцев, выезд из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев без снятия с воинского учета, прибытие на новые местожительства либо место временного пребывания или возвращение в Российскую Федерацию без постановки на воинский учет в установленный срок, а равно не сообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления или иного муниципального образования - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной второй до пяти минимальных размеров оплаты труда.
- уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной второй до пяти минимальных размеров оплаты труда.
Российским законодательством предусмотрена и уголовная ответственность за уклонение от призыва на военную службу.
Так, в соответствии со статьей 328 Уголовным кодексом Российской Федерации:
Неявка по повестке для отправки в войска без уважительной причины является уголовным преступлением и наказывается в соответствии с Уголовным кодексом РФ.
Что является уважительной причиной неявки по повестке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата при условии документального подтверждения причины неявки являются:
- заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
- тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки, или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
- препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
- иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет (военным комиссаром – для граждан, призываемых на военную службу из запаса) или судом.
Советуем не игнорировать повестки из военкомата, особенно, если призывник имеет право на отсрочку или освобождение от призыва.
Часто в военкомат вызывают для того, чтобы подтвердить основания для уже оформленной отсрочки или оформить отсрочку по тем или иным обстоятельствам.
Не явившись в военкомат для оформления отсрочки на законных основаниях, призывники рискуют быть доставленными в военкомат сотрудниками милиции, и у них не будет возможности не только для оформления законной отсрочки, но и для обжалования незаконных действий призывной комиссии, результатом чего может быть отправка таких призывников в войска.
Восстановить справедливость, т.е. добиться досрочного увольнения с военной службы уже не призывника, а военнослужащего, при наличии у него обстоятельств для досрочного увольнения, вполне возможно, но длиться это может несколько месяцев. И все это время военнослужащий должен будет исполнять обязанности военной службы на должном уровне.
Заместитель военного прокурора
59 военной прокуратуры гарнизона
полковник юстиции А.К. Курбанов