11 октября 2022
Употребление психоактивных веществ (ПАВ) является одной из острых проблем нашего общества. Формирование у подрастающего поколения устойчивости к наркотическому давлению среды требует пристального внимания, т.к. жизненно необходимо ограждать детей и подростков от пагубного влияния. При этом профилактика употребления ПАВ среди школьников должна быть неотъемлемой частью всей системы воспитания.
Профилактика – это не только и не столько предупреждение чего-либо, сколько активный процесс создания условий и формирования личных качеств, поддерживающих благополучие. Школа, как и другие институты воспитания, уделяет большое внимание этому направлению. Ведущую роль в этом играет школьный психолог, работа которого направлена на профилактику вовлечения подростков в употребление психоактивных и наркотических веществ и проводится в тесном сотрудничестве с администрацией школы, педагогами, медиками, родителями детей.
Отмечена тенденция неуклонного омоложения потребителей: возраст первого знакомства с наркотиками – 11-17 лет. Есть случаи приобщения к употреблению табака, алкоголя, токсических веществ и того раньше – с 8-10 лет. Поэтому система профилактики употребления ПАВ в образовательных учреждениях ориентирована на подростков в возрасте 13 лет и старше.
Работа школьных психологов по профилактике употребления ПАВ проводится по нескольким направлениям: диагностическому, коррекционному, профилактическому. Организуются родительские собрания по профилактике правонарушений, преступлений, пропаганде здорового образа жизни, индивидуальные беседы и консультации с родителями.
Школьные психологи показывают различные фильмы, ролики. Проходят дебаты, дискуссии, беседы о последствиях употребления ПАВ для здоровья, о проблеме выбора подростков между «веществом» и ЗОЖ. Применяются тренинговые занятия, игры, упражнения, способствующие принятию в трудной ситуации правильного решения, касающегося их психического и физического здоровья.
Один из способов профилактической работы – это социально-психологическое тестирование (СПТ), которое уже несколько лет проводится во всех образовательных учреждениях с непосредственным участием психологов.
СПТ – это психодиагностическое обследование, позволяющее выявлять исключительно психологические «факторы риска» возможного вовлечения в зависимое поведение, связанные с дефицитом ресурсов психологической «устойчивости» личности.
В тестировании принимают участие учащиеся школ с 13 лет и старше. Тестирование проводится с использованием новой Единой методики социально-психологического тестирования (ЕМ СПТ 2020), утвержденной Министерством просвещения РФ. Методика направлена на определение степени вероятности вовлечения учащихся в зависимое поведение на основе соотношения факторов риска и факторов защиты, предназначается для выявления латентной (скрытой) и явной рискогенности социально-психологических условий, которые формируют у учащихся психологическую готовность к зависимому поведению. Тестирование проводится с целью организовать адресную и системную работу с обучающимися. Полученные результаты СПТ носят прогностический, вероятностный характер.
Основные принципы проведения тестирования:
Результаты, полученные при проведении социально-психологического тестирования, не могут быть использованы для формулировки заключения о наркотической или иной зависимости респондента. Данные результатов тестирования будут использованы для проведения профилактической работы с обучающимися.
СПТ носит прежде всего профилактический характер и призвано удержать подростков от первых «экспериментов» с сигаретами, наркотиками.
«Болезнь легче предупредить, чем лечить» – это золотое правило приобретает особое значение, когда речь заходит о вредных привычках подрастающего поколения (табакокурение, в том числе электронных сигарет, алкоголизм и наркомания). Систематическая профилактика употребления психоактивных веществ в школе направлена на сохранение здоровья нашего подрастающего поколения. Подготовила
И. СИЗОВА, методист по воспитательной работе ИРМЦ.