ВЛАДИМИР УВАРОВ: «СЛУЖЕНИЕ В ТЕАТРЕ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПРОСТО РАБОТОЙ»

22 марта 2021

 

В преддверии знакового события в культурной жизни республики – 150-летия Русского академического театра им. Евгения Вахтангова – наша беседа с народным артистом России, народным артистом РСО-Алания, лауреатом Государственной премии Северной Осетии им. К. Хетагурова, депутатом Парламента РСО-Алания, директором и художественным руководителем театра Владимиром УВАРОВЫМ.

– Владимир Иванович, вся республика готовится к 150-летию со дня основания вашего театра. Поделитесь планами по празднованию юбилея.

– Юбилей переносится с мая на октябрь. И к торжествам готовится без преувеличения вся республика. Идёт подготовка к этой дате и за пределами Северной Осетии. Я уже провел переговоры с директором Государственного академического Большого театра России Владимиром Георгиевичем Уриным, с которым мы дружим. Ожидаем его приезда. Естественно, должен быть Александр Александрович Калягин – председатель Союза театральных деятелей России. Тем более, что он бывал в Осетии, очень любит наш край. Будут представители нашего братского Государственного академического театра имени Вахтангова из Москвы – его директор Кирилл Крок и, надеюсь, художественный руководитель Римас Туманас. Очень хотел приехать Василий Семенович Лановой, но, увы, недавно он ушёл от нас… Конечно, будет ректор театрального института имени Щуки на Евгений Князев. Обещают быть режиссер и драматург Марк Григорьевич Розовский, Наталья Давидовна Старосельская – шеф-редактор нашего главного театрального журнала «Страстной бульвар,10»… В общем, ожидается такая вот серьезная команда больших гостей. Безусловно, хотелось бы на юбилее видеть министра культуры России Ольгу Борисовну Любимову.

– Действительно ли юбилей театра дает основание считать, что Владикавказ возвращает себе статус культурной столицы Северного Кавказа?

– У меня всегда по философии была «пятерка». Поэтому по-философски отвечу: не надо возвращать то, что мы не теряли.

– Исчерпывающий ответ… Как к юбилею театра готовится Северная Осетия?

– Я очень благодарен главе республики Вячеславу Зелимхановичу Битарову, который возглавил оргкомитет по празднованию 150-летия театра. Это говорит о его серьёзном отношении к культуре в целом, уважении к традициям нашего театра. Согласитесь, когда председателем оргкомитета является глава республики, это придает дополнительный импульс всем службам, которые осуществляют подготовку к юбилею. Уже несколько заседаний оргкомитета провела заместитель председателя правительства республики Ирина Султановна Азимова. Движение есть, очень серьезное движение. В рамках юбилейных мероприятий планируется обмен гастролями с Государственным академическим театром имени Вахтангова. Труппа нашего театра примет участие в фестивале «Старейшие театры России в Калуге». В Музее театрального искусства РСО-Алания откроется выставка. Будет развернута экспозиция театральных костюмов и париков в фойе самого театра. Планируется серия публикаций, телепередач, а также документальный фильм об истории и современной деятельности театра. В частности, Комитетом по делам печати и массовых коммуникаций РСО- Алания разработан содержательный медиаплан по празднованию 150-летия нашего театра. Огромная благодарность и Юрию Астемировичу Фидарову, и Ирине Султановне Азимовой. Мы издаем серьёзную книгу к 150-летию театра. Будут изготовлены юбилейные памятные значки с профилем Евгения Багратионовича Вахтангова… Вообще хочу отметить: так сложилось, что, начиная со времен первого президента Северной Осетии Ахсарбека Хаджимурзаевича Галазова, затем - Александра Сергеевича Дзасохова, Таймураза Дзамбековича Мамсурова, мы ощущаем постоянную поддержку. Вот сейчас Вячеслав Зелимханович Битаров уделяет большое внимание театру. Может быть, мы заслужили это. …Мы зависимы от отношения власти к проблемам театра, к проблемам культуры. И в этом плане театру всегда везло, потому что руководители умели разглядеть существующие перед ним проблемы, всегда помогали нам, шли навстречу. И мы пытались как-то держать соответствующий уровень. Адекватно отвечать на это отношение. Вот Вячеслав Зелимханович недавно вручил ключи от комфортабельного, совершенно потрясающего автобуса на 55 мест. Сейчас едем в Цхинвал с двумя благотворительными спектаклями, а затем - в Моздок. Любимый нами Моздок. Очень много у нас планов, которые ранее не могли осуществить из-за отсутствия транспорта.

- Вы обновляете репертуар юбилейного года…

- Каждый год мы обновляем репертуар. Вот сейчас ставим «Полёт» Гайто Газданова. Это осуществляется впервые в России. Далее: уже известный и любимый нами болгарский режиссер Богдан Петканин будет ставить у нас пьесу Чехова «Леший». Ну и, наконец, венчает грандиозность этого торжества «Маскарад» Лермонтова. Общеизвестно, что театр в 1871 году открылся этой драмой. И новый сезон 2–3 октября постараемся открыть этой драмой.

- Владимир Иванович, театр носит имя Вахтангова. Здесь начинал свою деятельность Булгаков как драматург. Работал художником по декорациям Коста Хетагуров. Витает ли в театре дух великих, ощущаете ли вы его? Или для вас это просто работа?

- В театре нельзя просто работать, потому что… Вот Патриарх Кирилл сказал: под тяжестью ответственности мы возрастаем, в преодолении трудностей оттачивается наш характер, работает воля. А я бы добавил, что в театре работает душа. Поэтому эта аура - есть! Душа всех тех традиций - она присутствует. Ну как можно без трепета относиться к тому, что здесь первые шаги в режиссуре делал Вахтангов! Здесь, в театре и вообще во Владикавказе, как писатель начинался Булгаков. Мы этим гордимся. Мы счастливы, что во Владикавказе появился памятник Михаилу Афанасьевичу. Я очень настойчиво пробивал эту тему, поднимал вопрос в парламенте. Почему мы, имея столько великих имен, не имели памятников Булгакову, Вахтангову, тому же Тхапсаеву? Ну вот наконец появились памятники Булгакову, Вахтангову. …Естественно, в театре витает и дух Коста Хетагурова, который здесь работал художником-декоратором. Как писали критики, очень достойно оформил три спектакля...

- Владимир Иванович, вы сами около полувека, после театрального училища имени Щукина, ведёте диалог со зрителем. С 1982 года служите в Русском театре имени Вахтангова, около 30 лет являетесь его художественным руководителем. Сколько раз выходили на сцену? Есть ли такая статистика?

- Нет, это невозможно посчитать. Некоторые актеры ведут такую статистику, а я не знаю… Как-то пытался посчитать и, конечно, сбился. Какие-то из ролей забылись, хотя в своё время были любимыми. Время идет…

- Уваров – это своеобразный бренд театра...

- Самое главное в театре – это труппа. Можно иметь очень хорошее техническое оснащение, потрясающий свет, совершенный звук, современные пульты управления светом и звуком, современное штанкетное хозяйство, можно иметь сцену, которая трансформируется, но не иметь хороших актеров, а значит, и хороших спектаклей. У нас сегодня труппа очень высокого творческого уровня. Это подчеркивается абсолютно всеми – и критиками, и режиссерами… Сегодня у театра такой уровень, что, вы знаете, когда раздается телефонный звонок и представляется режиссер, предлагает сотрудничество, я с ужасом это слушаю, потому что мне очень трудно говорить «нет». Но приходится отказывать. Хотя были времена, когда я искал режиссуру. Когда для меня задачей номер один было найти хорошего режиссера на разовую постановку. А сегодня - уже наоборот. Сегодня режиссура просится к нам. Это говорит о том, что театр достиг серьёзного уровня. Вот вы затронули тему актеров. Их уровень формировался на режиссуре разных школ, разных направлений, разных педагогов, разных вузов. Скажем, ученики Эфроса, или ученики Дмитрия Анатольевича Попова, или ученики вахтанговской школы. Растут актеры, развиваются. И сегодня, куда бы мы ни приезжали, все говорят: «Какая у вас потрясающая труппа!». Никто не верит, что у нас актеры сами поют в мюзиклах. «Как, сами поют? – удивляются многие. - Так движутся на сцене и ещё и поют?!» Да, без специальной подготовки: всё-таки у нас актеры драматического театра, а не музыкального. Все просто бывают потрясены, говорят: «Это удивительно!». Наверное, в том есть заслуга и тех режиссеров – представителей разных направлений, разных школ, которые ставили свои спектакли в нашем театре. Потому и актеры по-разному профессионально взрослели на сцене, росли на материале. Я благодарен нашему СОГУ. Многие актеры - выпускники факультета искусств нашего университета. Все-таки КПД у СОГУ очень неплохой. Сегодня в театре ведущее положение заняли его выпускники Алан Цаллаев, Алан Тогоев, Алена Бондаренко, Роберт Кисиев.

- Кто остается «за кадром», но без кого театр не может существовать?

- За кадром - все остальные… Знаете, когда приходит успех после спектакля, то, конечно, аплодируют актерам. Они получают цветы, «получают» слёзы в зрительном зале, эмоции. В Инстаграме пишут: «Ах, какие потрясающие актеры!». А никто не видит, что у нас – потрясающие цеха, высокопрофессиональные мастера. Вот когда мы были в Малом театре на фестивале, Юрий Мефодьевич Соломин у меня спросил: «Владимир Иванович, где вам шили костюмы? В мастерских Большого театра?». Отвечаю ему: «Нет, не в мастерских Большого театра, но в цехе большого театра - Русского академического из Владикавказа». Он: «Да ладно, вы лукавите». Говорю ему: «Я никогда не лукавлю, особенно с таким человеком, как вы. Никогда не посмею». У нас в театре и столярный цех великолепный. У нас – полный цикл: «от нуля и под ключ». Вот мы берём пьесу, начинаем над ней работать с того, что художники делают эскиз, делают макет спектакля. Мы его разбираем, созываем техсовет – руководителей цехов. Мы сами строгаем, сами варим, сами клеим, сами красим, сами шьем. То есть мы ни к кому за помощью не обращаемся. А теперь, слава Богу, у нас есть и автобус, на котором мы и сами будем ездить на гастроли.

- Театр начинается с вешалки, как говорил Станиславский. А если перефразировать это выражение, ваш театр чем «завершается», чем «заканчивается»?

- Театр никогда не заканчивается. Как может театр закончиться?!

- …В смысле: что зритель уносит после спектакля?

- Ну, почитайте Инстаграм. Зритель уносит такие впечатления, что ему хочется вновь приходить в театр, приходить и приходить. Вы знаете, что к нам уже приезжают люди из соседних республик: из Кабарды, Ингушетии, Ставропольского края - из Кисловодска, Минвод. Сами нанимают автобус, приезжают, смотрят спектакль. А потом едут 2-3 часа до своих домов, обсуждают увиденное. У них уже есть целая компания любителей именно Русского театра Северной Осетии-Алании. Я горд этим, потому что я патриот республики. Сколько мы ни выезжаем на гастроли, на фестивали, я всегда провожу собрание перед поездкой и говорю: помните, вы представляете не только русский театр, но и культуру Осетии. Поэтому будьте ответственны.

- Заключительный вопрос, Владимир Иванович. Вы планируете приехать в Моздок…

- Уже решено. 26 марта мы привезём комедию «Бал воров» и сказку «Волшебная лампа Аладдина». Очень хотели показать вам спектакль «Зануда», который поставил Богдан Петканин, но технические возможности сцены вашего РДК не позволяют этого сделать. Мы его возили в Калининград, в Курск. Хотели показать вам «Лес» Островского, «Сотворившая чудо» Уильяма Гибсона. Но для этих спектаклей тоже нужен поворотный сценический круг, который предназначен для перемещения по окружности декораций и исполнителей. Если в Моздокском РДК отремонтируют сценический круг, у ваших зрителей появятся большие возможности знакомиться со спектаклями нашего театра. А сказка «Волшебная лампа Аладдина», которую мы покажем юным моздокчанам, получилась яркая, красивая, эмоциональная. У нас были аншлаги! Разумеется, мы исполняли требования по ограничению числа зрителей – зал заполняли на 50 процентов. К этому спектаклю сами написали музыку, тексты песен. Костюмы очень красивые, яркие. Актеры играют с удовольствием. Приходите посмотреть! Мы раньше уже были в Моздоке неоднократно. Вообще сразу могу объясниться в любви: я очень люблю приезжать в Моздок. Там – какая-то особая аура. Мы всегда тесно общались с моим другом Георгием Владимировичем Адамовым. До сих пор я с ностальгией вспоминаю те наши приезды. Люблю очень отношение моздокчан к нашему театру. Всегда – восторженное, всегда – благодарное, всегда – эмоциональное. Это к вопросу о том, чем «заканчивается» театр – в том числе таким счастьем встреч…

- Спасибо за общение, Владимир Иванович! С наступающим юбилеем театра! Максимальной реализации творческих планов, премьер и аншлагов! Добро пожаловать в Моздок!

Интервью провёл С. ТЕЛЕВНОЙ.

 

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *