ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА – В ПРИОРИТЕТЕ.

19 октября 2021

Президент РФ Владимир Путин обозначил воспитание подрастающих поколений в духе патриотизма одной из приоритетных задач не только для педагогического сообщества. Уже ряд лет в системе образования Моздокского района развиваются детские общественные организации военно-патриотической направленности. В целях воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций путем вовлечения к 2025 году 25% граждан Российской Федерации в систему патриотического воспитания реализуется федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ», являющийся частью нацпроекта «Образование».

На вопросы «МВ» мы попросили ответить методиста по воспитательной работе Информационно-ресурсного методического центра Управления образования АМС Моздокского района Ирину СИЗОВУ.

 

- Как выстроена система патриотического воспитания детей и молодежи, основанная на принципах нравственности и гражданской идентичности?

- Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию подростком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитывать деятельного гражданина Отечества, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы прежде всего должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Патриотическое воспитание обучающихся является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения. Ощутимый вклад в формирование гражданской личности, сочетающей в себе нравственную, правовую и политическую культуру, должна внести современная школа. Это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у детей и молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества.

Исходя из вышеизложенного, в целях повышения эффективности гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения необходимы разработка и принятие программы гражданско-патриотического воспитания. Программа представляет собой определенную систему форм, методов и приемов педагогических воздействий и имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем. Развитие духовных качеств личности на уроках, а также на внеклассных занятиях – это целая система работы по гражданско-патриотическому воспитанию, цель которой – формирование модели гражданина-патриота.

Для реализации программы поставлены следующие задачи:

- создавать реальные возможности и осуществлять целенаправленные усилия для развития патриотических качеств у школьников;

- применять современные технологии обучения и воспитания;

- формировать коллектив творчески работающих единомышленников, использующих уроки истории, стремящихся к правде, добру и справедливости, милосердию и памяти прошлого, формировать и развивать гражданско-патриотическое сознание и активную нравственную позицию учащихся;

- развивать познавательные интересы, потребности в познании культурно-исторических ценностей страны, региона, района, повышать культуру межнациональных отношений;

- формировать общечеловеческие ценности.

- Как это будет осуществляться на практике?

- Реализация плана позволяет вести работу по нескольким направлениям: на уроках истории и обществознания; на факультативных занятиях; в научно-исследовательской деятельности; в краеведении; на внеклассных занятиях в сотрудничестве с музеем, с Советом ветеранов, с НКО Моздокского Дома дружбы.

- Ныне работающие педагоги помнят систему воспитательной работы в советские времена. В чём новизна её сейчас?

- Раскрыта специфика патриотического воспитания школьников в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин на материале исторического краеведения; выявлены типичные трудности в патриотическом воспитании старшеклассников в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин на материале исторического краеведения. Разработан и внедрен в практику работы со старшеклассниками учебно-методический комплекс для общеобразовательных школ (программы «Символика государства», «Великие люди России и Республики Северная Осетия-Алания»). Обоснованы активные формы работы (семинары-исследования, «круглые столы», организация коллективных размышлений; составление родословных, ролевые и деловые игры, дебаты, социологические исследования) и методы (репродуктивный, информационно-рецептивный, проблемный, исследовательский, метод «мозгового штурма», кейс-метод, эвристическая беседа, анализ документов, социальная переписка, написание эссе и др.) в урочной и внеурочной историко-краеведческой деятельности старшеклассников как средства формирования патриотических чувств, убеждений, поступков. Разработаны критерии оценки и показатели сформированности патриотической воспитанности у старшеклассников.

Уроки истории призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма у учащихся. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу о ее нынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины.

- Какова доля граждан Моздокского района, вовлеченных в систему патриотического воспитания? Из них – обучающихся в учебных заведениях? Удается ли вовлекать в процесс граждан старшего возраста?

- Количество детей, вовлеченных в патриотическое воспитание, – 12201 учащийся, охват – с 1 по 11 классы. Активно участвуют в формировании патриотического воспитания воинские части г. Моздока. За каждой частью закреплено по несколько школ, которым они оказывают шефскую помощь. По планам офицерами проводятся занятия, где они рассказывают про военную профессию, делятся личным опытом. Учащимся очень нравятся данные мероприятия. В школы приглашают ветеранов – тружеников тыла, боевых действий на уроки «про войну». Также школы ухаживают за мемориалами и памятниками.

- Как активно участвуют юные моздокчане во всероссийских, окружных и межрегиональных мероприятиях патриотической направленности?

- В соответствии с государственной программой патриотического воспитания граждан, на основании региональной программы «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся» во всех 29 общеобразовательных организациях Моздокского района разработаны планы работы по реализации задач данной направленности. В 2020/21 учебном году было проведено более 30 социально значимых акций и 15 районных мероприятий патриотической направленности (например: акции памяти к Дню Победы «Блокадный хлеб», «Георгиевская ленточка», «Окна Победы»; детский турнир по футболу в честь 76-й годовщины Победы и др.). Помимо мероприятий районного масштаба в учебном году было проведено 1837 школьных мероприятий патриотической направленности, в которых участвовали более 11000 учащихся (охват 93%).

- Увеличивается ли численность детей, вовлеченных в деятельность Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия»?

- Всероссийским детско-юношеским военно-патриотическим общественным движением «Юнармия» в районе охвачен 1451 обучающийся (на начало учебного года – 1201 человек, 250 приняты в ряды в течение года). Юнармейцы результативно принимали участие в республиканской спартакиаде допризывной молодежи (СОШ №8 г. Моздока заняла 3-е место), республиканском фестивале строя и песни среди отрядов движения «Юнармия» (СОШ с. Веселого – 1-е место), республиканской военно-спортивной игре «Зарница Алании» (СОШ с. Веселого – 2-е место).

В 15 школах Моздокского района созданы и функционируют комнаты юнармейца (в 5 школах создание комнат в процессе). Шести школам района присвоены имена героев Великой Отечественной войны (ст. Павлодольской, с. Веселого, с. Троицкого, с. Киевского, с. Сухотского, школе-интернату); на фасаде здания школы СОШ №8 г. Моздока установлена мемориальная доска в честь участника войны, уроженца г. Моздока М.В. Артюхова.

Численность юнармейцев увеличивается с каждым годом на 200-250 учеников. Планируется приведение к присяге ещё 100 юнармейцев.

- Как действует система преемственности поколений? Как поддерживаются общественные инициативы и проекты, направленные на гражданское и патриотическое воспитание детей и молодежи?

- Учащиеся всех 29 школ Моздокского района активно участвуют во всероссийских, региональных, муниципальных мероприятиях по патриотическому воспитанию. Взаимодействие происходит со всеми организациями, которые напрямую или косвенно занимаются патриотическим воспитанием. Отдел молодежи, Совет ветеранов, воинские части, местное отделение Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство», Моздокский Дом дружбы…

- Насколько активна в районе общероссийская общественная государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников»?

- В 22 из 29 школ района 720 учащихся объединены в 37 отрядов и принимают активное участие в Российском движении школьников, а 7 школ на данном этапе проходят процедуру регистрации. Ребятам очень нравится данное направление: это участие в конкурсах, проектах различных акциях и мероприятиях.

- Спасибо за беседу. Газета ещё вернётся к теме воспитательной работы в образовательных организациях.

Беседовала Л. БАЗИЕВА.

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *