Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики муниципального образования Моздокский район Республики Северная Осетия-Алания на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов

Файл отсутствует
скачать

1241 от 15.11.2023

РАСПОРЯЖЕНИЕ

ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ МОЗДОКСКОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

№1241                                                                                        г. Моздок

15.11.2023 г.

 

Об основных направлениях бюджетной и налоговой

политики муниципального образования Моздокский район

Республики Северная Осетия-Алания на 2024 год и на

плановый период 2025 и 2026 годов

 

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании Моздокский район Республики Северная Осетия-Алания, утвержденным решением Собрания представителей Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания от 15 декабря 2021 г. №435, в целях составления проекта бюджета муниципального образования Моздокский район Республики Северная Осетия-Алания на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов:

  1. Утвердить Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования Моздокский район Республики Северная Осетия-Алания на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, согласно приложению к настоящему распоряжению.
  2. Управлению финансов Администрации местного самоуправления Моздокского района при составлении проекта бюджета муниципального образования Моздокский район на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики муниципального образования Моздокский район Республики Северная Осетия-Алания на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденными настоящим распоряжением.
  3. Контроль за исполнением настоящего распоряжением возложить на начальника Управления финансов Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания Корнаева К.Р.

 

 

Врио Главы Администрации                                                                            С. Никифоров

 

 

Исп: К. Корнаев, тел: 3-21-23

         И. Пархоменко, тел: 3-20-47

 

Приложение к распоряжению

Главы Администрации

местного самоуправления

Моздокского района

№1241 от 15.11.2023 г.

 

Основные направления бюджетной и налоговой политики

муниципального образования Моздокский район

Республики Северная Осетия-Алания

на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов

 

  1. Общие положения

Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования  Моздокский район Республики Северная Осетия-Алания на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов подготовлены в соответствии со статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в соответствии с решением Собрания представителей Моздокского района от 15 декабря 2021 года №435 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании Моздокский район Республики Северная Осетия-Алания» в целях определения условий, используемых при составлении проекта бюджета муниципального образования Моздокский район Республики Северная Осетия-Алания на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, формирования общего порядка разработки основных характеристик и прогнозируемых параметров республиканского бюджета, а также обеспечения открытости и прозрачности бюджетного планирования.

При подготовке основных направлений бюджетной и налоговой политики  муниципального образования Моздокский район Республики Северная Осетия-Алания на 2024–2026 годы были учтены основные положения послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года, Указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 года №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»,  основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 24 октября 2023 г. №457 «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики  Республики Северная Осетия-Алания на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов», проект бюджета муниципального образования Моздокский район Республики Северная Осетия-Алания на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, а также документы стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования Моздокский район (бюджетного прогноза муниципального образования Моздокский район на долгосрочный период, прогноза социально-экономического развития,  муниципальных программ).

Бюджетная политика муниципального образования Моздокский район Республики Северная Осетия-Алания в 2024-2026 годах обеспечивает преемственность ранее поставленных целей и задач в предыдущие годы бюджетной политики на 2023 – 2025 годы и направлена  на дальнейшее обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального образования Моздокский район Республики Северная Осетия-Алания в целях реализации приоритетных задач социально-экономического развития района, повышения качества управления муниципальными финансами, выполнения обязательств, устанавливаемых соглашением, которым предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов, заключаемым ежегодно между Министерством финансов Республики Северная Осетия-Алания и Главой муниципального образования Моздокский район.

В 2024-2026 годах в целях повышения уровня бюджетной устойчивости бюджетная политика ориентирована на реалистичный вариант прогноза социально-экономического развития района и исполнения принятых расходных обязательств наиболее эффективных способом, четкой увязки бюджетных расходов и повышения их влияния с использованием программно-целевых методов управления бюджетной системой района.

Целью бюджетной политики на 2024-2026 годы является определение условий и подходов, используемых при составлении проекта бюджета муниципального образования Моздокский район Республики Северная Осетия-Алания на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, с учетом текущей экономической ситуации и необходимостью принятия дополнительных мер по адаптации экономической, социальной, финансовой системы республики к изменяющимся условиям в период восстановления после глобальной пандемии коронавирусной инфекции.

 

  1. Основные итоги реализации налоговой политики в 2022 году

и в первом полугодии 2023 года

 

Налоговая политика ориентирована на эффективное, ответственное и прозрачное управление муниципальными финансами, что является базовым условием для устойчивого развития экономики и социальной стабильности района.

Основной задачей при реализации налоговой политики района в 2022 году и истекшем периоде 2023 года являлась необходимость достижения бюджетной устойчивости путем создания условий для дальнейшего развития налоговой базы, максимального вовлечения в налоговый оборот ранее не учтенных объектов налогообложения, повышения уровня собираемости налогов и других платежей.

В 2022 году сохранена положительная динамика роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Моздокский район. Относительно уровня 2021 года налоговые и неналоговые доходы бюджета муниципального образования выросли на 63 295,6 тыс. рублей, или на 11,1 процентов. Удалось обеспечить выполнение в полном объеме прогнозируемых на год доходов – на 108,3 процента. В 1 полугодии 2023 года обеспечен рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета относительно уровня соответствующего периода 2022 года на 26 410,0 тыс. рублей, или на 10,0 процентов.

Основными доходными источниками консолидированного бюджета Моздокского района, по-прежнему, остаются налог на доходы физических лиц и арендная плата за земельные участки, до разграничения собственности. Доля указанных налогов в общем объеме налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Моздокского района составила: в 2022 году – 66,0 процентов, в 1 полугодии 2023 года – 60,3 процентов.

Работа по наращиванию налогового потенциала Моздокского района, увеличению доходов консолидированного бюджета района в 2022-2023 годах проводится в рамках мероприятий Программы оздоровления муниципальных финансов. Реализация данных мероприятий осуществляется во взаимодействии органов местного самоуправления Моздокского района с территориальными органами федеральных и республиканских органов исполнительной власти.

В целях мобилизации доходов в консолидированный бюджет Моздокского района два раза в месяц при Главе Администрации местного самоуправления Моздокского района совместно с главами поселений Моздокского района, а также с представителями Управления Федеральной налоговой службы Республики Северная Осетия-Алания, службы отделения судебных приставов Моздокского района, отдела МВД по Моздокскому району Республики Северная Осетия-Алания и других контролирующих и надзорных органов проводятся совещания по увеличению собираемости доходов, расширению налогооблагаемой базы и сокращению недоимки. В ходе работы комиссии происходит взаимодействие между Администрацией местного самоуправления Моздокского района, федеральными структурами и главами поселений Моздокского района. Ставятся задачи по актуализации налоговой базы и пополнению консолидированного бюджета Моздокского района, решаются вопросы собираемости имущественных налогов, а также других налогов, влияющих на наполнение бюджетов всех уровней района. Ведется работа по сокращению имеющейся задолженности по имущественным налогам, включая персональную работу с неплательщиками налогов. Проводятся мероприятия по выявлению неформальной занятости.

Всеми администраторами доходов прилагаются все установленные законодательством меры по взысканию задолженности. Управления Федеральной налоговой службы Республики Северная Осетия-Алания совместно с Главами поселений ведется работа по снижению недоимки по имущественным налогам.

Проведена работа по переходу на исчисление налога на имущество исходя от кадастровой стоимости, утверждены и опубликованы решения Собрания представителей.

Неэффективные налоговые льготы на территории Моздокского района отсутствуют. Льготы предоставлены только органам местного самоуправления и созданным ими учреждениям.

Ведется работа по вовлечению в налоговый оборот неучтенных объектов недвижимости и земельных участков.

Проводится работа по взысканию арендной платы по всем арендаторам, систематически ведется претензионная работа.

Принимаемые меры по наращиванию собственной доходной базы бюджета Моздокского района, к сожалению, не дают значительного эффекта, в связи с массовым изменением в сторону уменьшения, в судебном порядке арендаторами сельскохозяйственных земель кадастровой стоимости земельных участков, что повлекло уменьшение плановых назначений по арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.

 

  1. Основные направления налоговой политики муниципального образования Моздокский район Республики Северная Осетия-Алания

на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов

 

Настоящие Основные направления налоговой политики муниципального образования Моздокский район Республики Северная Осетия-Алания (далее - налоговая политика) на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов подготовлены в соответствии со статьей 184.2  Бюджетного кодекса Российской Федерации и в соответствии с решением Собрания представителей Моздокского района от 15 декабря 2021 года №435 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании Моздокский район Республики Северная Осетия-Алания», в целях составления проекта бюджета муниципального образования Моздокский район Республики Северная Осетия-Алания на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов. Налоговые доходы районного бюджета, формируются в рамках Бюджетного и Налогового кодексов Российской Федерации, Закона Республики Северная Осетия-Алания от 29.12.2009г. №58-РЗ «О межбюджетных отношениях в Республики Северная Осетия-Алания», Законом Республики Северная Осетия-Алания «Об утверждении республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания на очередной финансовый год и плановый период».

Целью основных направлений налоговой политики является определение условий, используемых при составлении проекта районного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров районного и местных бюджетов республики на 2024-2026 годы.

 Основные направления налоговой политики сохраняют преемственность в отношении определенных ранее приоритетов и скорректированы с учетом текущей экономической ситуации и необходимостью реализации первоочередных задач.

Главными стратегическими ориентирами налоговой политики района на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, создания условий для развития налоговой базы, максимального вовлечения в налоговый оборот ранее не учтенных объектов налогообложения, улучшения качества администрирования и повышение уровня собираемости налогов и других платежей.

Основными направлениями налоговой политики Моздокского района на 2024 - 2026 годы определены:

достижение долгосрочной устойчивости консолидированного бюджета района;

формирование условий расширения налогового потенциала района, его инвестиционной привлекательности;

улучшения качества администрирования и повышение уровня собираемости налогов и других платежей,

повышение уровня ответственности главных администраторов доходов за достоверное прогнозирование доходов бюджета, обеспечение выполнения в полном объеме утвержденных годовых назначений по администрируемым видам доходов;

осуществление мер, способствующих снижению в районе «теневой» занятости;

дальнейшая оптимизация налоговых ставок и льгот по местным налогам;

повышение эффективности управления муниципальной собственностью и увеличение доходов от ее использования.

Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является достижение долгосрочной устойчивости бюджета муниципального образования Моздокский район за счет увеличения собственных налоговых и неналоговых доходов, расширения налогооблагаемой базы в результате:

формирования благоприятной предпринимательской среды и повышение инвестиционной привлекательности района, создания условий для организации новых предприятий и производств, увеличения числа рабочих мест;

максимального вовлечения всех зарегистрированных на территории района хозяйствующих субъектов и индивидуальных предпринимателей в налоговый оборот, для достоверного учета их реального налогового потенциала;

вовлечения в налоговый оборот дополнительных объектов недвижимости, в отношении которых налог на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости;

координации работы органов местного самоуправления Моздокского района и органов местного самоуправления с налоговыми органами, а также другими главными администраторами доходов местных бюджетов;

осуществления контроля за постановкой на налоговый учет на территории района организаций и предпринимателей, заключивших муниципальный контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд на территории Моздокского района.

В настоящее время остаются актуальными вопросы совершенствования механизмов налогового администрирования, повышения уровня ответственности главных администраторов доходов местных бюджетов за выполнение утвержденных плановых показателей по поступлению доходов бюджета. В этой связи необходимо обеспечить:

совершенствование главными администраторами доходов утвержденных методик прогнозирования администрируемых доходов, обеспечение максимальной достоверности прогнозирования доходов бюджета и обеспечение стабильного их поступления в бюджетную систему Моздокского района;

повышение уровня собираемости администрируемых доходов бюджета, особое внимание уделить собираемости имущественных налогов, уплачиваемых физическими лицами;

сокращение имеющейся задолженности по налогам и сборам, а также неналоговым доходам бюджета, недопущение ее роста;

привлечение дополнительных доходов в бюджет за счет проведения контрольных мероприятий.

Для достижения устойчивой положительной динамики поступления по всем видам налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Моздокского района будет продолжена реализация мероприятий Программы оздоровления муниципальных финансов на 2016 - 2024 годы.

В 2023-2026 годах будет продолжены мероприятия, способствующие снижению в районе «теневой» занятости.

Основной этап оптимизации ставок и льгот по местным налогам прошел в 2016-2018 годах. В перспективе необходимо продолжить работу по оптимизации ставок и льгот по местным налогам - земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.

В 2024 - 2026 годах ставится задача повышения эффективности налоговых расходов бюджета района. Для этого необходимо установить правила формирования перечня налоговых расходов Моздокского района и проведения оценки их эффективности с учетом установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 года №796 «Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

В предстоящие три года необходимо продолжить работу по повышению эффективности управления муниципальной собственностью и увеличение доходов от ее использования путем:

проведения инвентаризации земельных участков, а также объектов завершенного и незавершенного строительства, принятия мер к государственной регистрации прав собственности на них и постановке на учет в Реестре муниципального имущества Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания, в случаях и порядке, установленных законом;

проведения мероприятий по сокращению имеющейся у арендаторов земельных участков задолженности по арендной плате;

осуществления дальнейшей оптимизации структуры находящегося в муниципальной собственности имущества, выявления неиспользуемых и (или) неэффективно используемых основных фондов, принятия мер по их продаже или предоставлению в аренду;

повышения эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий, проведения систематического анализа их финансово-хозяйственной деятельности, разработки предложений по повышению эффективности их работы и недопущению убыточности, целесообразности дальнейшего функционирования в организационно-правовой форме муниципального унитарного предприятия.

При определении общих параметров объема доходной части консолидированного бюджета Моздокского района на 2024 - 2026 годы будут учтены изменения налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания.

Реализация основных направлений налоговой политики будет способствовать росту налогового потенциала Моздокского района и мобилизации дополнительных доходов в бюджет района.

 

  1. Основные итоги реализации бюджетной политики в 2022 году

и первом полугодии 2023 года

 

Бюджетная политика, проводимая в течение 2022 года и первом полугодии 2023 года, как и в предыдущие периоды, была направлена на реализацию первоочередных мер по обеспечению устойчивости и сбалансированности бюджетной системы, повышение качества бюджетного планирования и исполнения бюджета.

Приоритеты бюджетной политики формировались исходя из необходимости создания условий для сохранения социально-экономической стабильности как важнейшего условия экономического роста, улучшения инвестиционной привлекательности района, создания рабочих мест, роста реальной заработной платы в экономике и повышения качества жизни населения.

По итогам 2022 года наблюдается положительная динамика роста доходов консолидированного бюджета Моздокского района. Объем доходов составил 1 909 340,3 тыс. руб., с ростом относительно уровня 2021 года на 177 808,9 тыс. руб., или 10,3%.

Поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет за 2022 год составило 862 731,8 тыс. руб., что на 78 377,1 тыс. руб. или на 10 % больше, чем в предыдущем году.

Расходная часть консолидированного бюджета района за 2022 год исполнена на 94,0% при плане – 2 214 468,5 тыс. руб., фактически – 2 081 843,2 тыс. руб.

На образование направлено 1 378 917,3 тыс. руб. или 99,0% от запланированного в объеме – 1 392 217,8 тыс. руб., что составило 66,2% в общем объеме расходов.     

На жилищно-коммунальное хозяйство направлено 243 998,0 тыс.руб. или 75,9% от запланированного в объеме – 321 552,5 тыс.руб., что составило 11,7% в общем объеме расходов.

 На общегосударственные вопросы было направлено 187 328,5 тыс. руб. или 91,1% от запланированного в объеме – 205 601,6 тыс.руб., что составило 9,0% в общем объеме расходов.

На решение вопросов в сфере культуры направлено 63 233,0 тыс. руб. или 98,2% от запланированного в объеме – 64 370,3 тыс.руб., что составило 3,0 % в общем объеме расходов.

На решение вопросов социальной политики направлено 55 054,3 тыс. руб. или 96,6% от запланированного в объеме – 56 983,7 тыс.руб., что составило 2,6% в общем объеме расходов.

На развитие физической культуры и спорта направлено 14 258,2 тыс. руб. или 92,3% от запланированного в объеме – 15 445,8 тыс.руб., что составило 0,7 % в общем объеме расходов.

Остальные расходы составляют убывающие проценты.

Бюджетная политика в сфере расходов традиционно была направлена на реализацию социально значимых и первоочередных направлений. По итогам прошедшего года средний процент исполнения расходной части консолидированного бюджета составил 94,0%. В приоритетном порядке обеспечено финансирование таких социально-значимых направлений как развитие образования (66,2%), культуры (3,0%), социальной политики (2,6%). В 2022 году расходы на указанные отрасли составили 1 497 204,6 тыс. рублей, или 71,9 % всех расходов консолидированного бюджета. В 2022 году и истекшем периоде 2023 года обеспечено безусловное исполнение Указов Президента РФ, выплата заработной платы работникам муниципальных учреждений исходя из минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда», проведены мероприятия, направленные на оптимизацию расходов на содержание бюджетной сети и расходов на муниципальное управление, реализовывались мероприятия в сфере социальной политики, прежде всего, выплаты доплат к муниципальной пенсии, выплаты молодым семьям на приобретение жилья, оказание материальной помощи населению, организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей.

В 2022 году с привлечением средств федерального бюджета обеспечена реализация мероприятий по формированию комфортной городской среды.

В истекшем году районный бюджет на 62,2% выполнил свои обязательства по финансовой поддержке муниципальных образований района на общую сумму 42 712,7 тыс. рублей с исполнением 100,0%. Финансовая помощь из районного бюджета перечислялась в виде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, прочие межбюджетные трансферты общего характера на осуществление части полномочий по решению социально-значимых вопросов местного значения, субвенции бюджетам сельских поселений на выполнение передаваемых полномочий в части ст.13 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 25.04.2006г. №24-РЗ. 

При выполнении расходных обязательств в приоритетном порядке на протяжении 2022 года и первого полугодия текущего года одновременно обеспечивалась реализация мероприятий по предотвращению роста просроченной кредиторской задолженности.

На протяжении предыдущего года, как и в предшествующие периоды реализовывались меры по снижению долговой нагрузки и выполнению принятых долговых обязательств. Проводилась работа по соблюдению жестких ограничений по объему дефицита бюджета и муниципального долга, других условий соглашений, заключенных с Министерством финансов Республики Северная Осетия-Алания.

С целью обеспечения сбалансированности бюджета в 2022 году и первом полугодии 2023 года продолжалось выполнение Программы оздоровления финансов, включая мероприятия, направленные на рост доходов, оптимизацию расходов, а также сокращение и оптимизацию структуры муниципального долга.

В рамках реализации дополнительных мер, направленных на стимулирование социально-экономического развития и оздоровление муниципальных финансов, на протяжении отчетного периода было обеспечено выполнение условий соглашений, подписанных с Министерством финансов Республики Северная Осетия-Алания. За прошедший финансовый год исполнены обязательства района в соответствии с вышеуказанным соглашением, в том числе:

- обеспечено исполнение принятых районом обязательств по достижению целевых показателей повышения оплаты труда работников бюджетной сферы в соответствии с Указами Президента Российской Федерации;

- реализованы меры по снижению долговой нагрузки и выполнению принятых долговых обязательств;

  • обеспечено достижение показателей экономического развития.

В дальнейшем с учетом принятых обязательств необходимо обеспечить повышение результативности работы по наращиванию собственного экономического потенциала и по управлению муниципальными финансами с целью достижения устойчивости районного и местных бюджетов, формирующей условия для сохранения социально-экономической стабильности как важнейшего фактора экономического роста, улучшения инвестиционной привлекательности района, создания рабочих мест, роста реальной заработной платы в экономике и повышения качества жизни и благосостояния населения района.

 

  1. Основные направления бюджетной политики муниципального образования Моздокский район Республики Северная Осетия-Алания на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов

 

Приоритетной целью бюджетной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов является обеспечение сбалансированности консолидированного бюджета и устойчивости бюджетной системы, повышение эффективности управления муниципальными финансами как одного из базовых условий устойчивого развития экономики и обеспечения социальной стабильности района.

Необходимость достижения приоритетов и целей, определенных в документах стратегического планирования, предусматривает решение основных задач по повышению налоговых и неналоговых поступлений в консолидированный бюджет, формированию расходов с учетом их оптимизации и повышения эффективности, проведению взвешенной долговой политики, совершенствованию межбюджетных отношений.

Выполнение указанных задач планируется осуществлять в условиях реализации мер, направленных на стимулирование социально-экономического развития и оздоровления муниципальных финансов района, определяемых на основе ежегодно заключаемого соглашения с Министерством финансов Республики Северная Осетия-Алания.

С этой целью будет продолжена реализация мероприятий по следующим направлениям:

мобилизация резервов доходной базы, улучшение межведомственного взаимодействия в сфере налогового администрирования;

формирование гибкой и комплексной системы управления бюджетными расходами, ориентированной на ограничение роста общего объема расходов бюджета района в целях гарантированного обеспечения исполнения действующих расходных обязательств, недопущение установления расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления района;

совершенствование эффективности и результативности инструментов программно-целевого управления и бюджетирования, развитие методологии разработки муниципальных программ на основе методов проектного управления, включая формирование муниципальных программ в рамках национальных приоритетных проектов;

дальнейшее повышение качества кассового планирования в целях предупреждения рисков кассовых разрывов и неисполнения социально значимых и первоочередных обязательств, обеспечение ритмичности исполнения районного бюджета, своевременной подготовки и заключения муниципальных контрактов;

повышение качества управления муниципальными финансами, строгое соблюдение финансово-бюджетной дисциплины всеми главными распорядителями и получателями бюджетных средств;

реализация мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации, условий, порядка и достижения целевых показателей, установленных при их предоставлении;

реализация мер бюджетной консолидации и оптимизации расходов районного бюджета, ориентированных на достижение приоритетов стратегического развития района, с учетом уровня расчетных объемов расходных обязательств района, определяемых Министерством финансов Республики Северная Осетия-Алания;

реализация мер по повышению прозрачности и открытости процесса управления муниципальными финансами, в том числе в рамках размещения информации о бюджете и бюджетном процессе на едином портале бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет», повышение открытости и прозрачности местных бюджетов.

В предстоящем бюджетном цикле в приоритетном порядке будут осуществляться меры, направленные на проведение эффективного управления муниципальным долгом и повышение уровня долговой устойчивости, предполагающие систематический контроль за общим уровнем долговой нагрузки, ограничение роста коммерческих заимствований, оптимизацию расходов по обслуживанию долговых обязательств, их своевременное исполнение в полном объеме с учетом установленных ограничений и необходимости обеспечения сбалансированности районного бюджета. В этой связи будет продолжена работа по поэтапному снижению общего объема муниципального долга района.

В среднесрочном периоде будет продолжена реализация мероприятий, направленных на бюджетную консолидацию и мероприятий Программы оздоровления муниципальных финансов Моздокского района, в том числе:

проведение инвентаризации расходных обязательств и дальнейшее выявление резервов по сокращению расходов неэффективного характера;

оптимизация расходов на содержание органов местного самоуправления,

оптимизация расходов на содержание муниципальных учреждений путем повышения эффективности использования муниципального имущества, находящегося в пользовании муниципальных учреждений, включая рациональное использование занимаемых площадей, экономии на закупках  товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, в том числе за счет повышения эффективности процедур проведения муниципальных закупок, предотвращения завышения начальных цен закупок, отказа от закупок товаров и услуг повышенной комфортности, расширения практики проведения совместных торгов;

предоставление мер социальной поддержки с соблюдением критериев адресности и нуждаемости с целью оптимального перераспределения бюджетных средств для оказания поддержки наиболее социально незащищенным категориям граждан;

повышение эффективности бюджетных инвестиций;

проведение систематического мониторинга просроченной кредиторской задолженности по исполненным муниципальным контрактам и принятие мер по ее оплате, снижение рисков увеличения просроченной кредиторской задолженности, реализация мер, направленных на не превышение значения показателя «доля просроченной кредиторской задолженности в расходах консолидированного бюджета Моздокского района»;

совершенствование межбюджетных отношений, повышение прозрачности, эффективности предоставления и распределения межбюджетных трансфертов, способствующих укреплению финансовой самостоятельности бюджетов муниципальных образований, строгое использование кассового планирования при исполнении местных бюджетов.

Актуальным направлением бюджетной политики в 2024-2026 годах остается совершенствование механизмов осуществления внутреннего муниципального финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства, законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.

Совершенствование межбюджетных отношений в 2024 году и плановом периоде 2025 и 2026 годов будет осуществляться с учетом изменений бюджетного и налогового законодательства и направлено на поддержание сбалансированности и устойчивого исполнения местных бюджетов, повышение эффективности предоставления межбюджетных трансфертов, создание условий для повышения эффективности расходов местных бюджетов и бюджетной консолидации.

Ведущую роль в системе межбюджетного регулирования на районном уровне сохранит нецелевая финансовая поддержка из районного бюджета в виде дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, с учетом совершенствования подходов к ее распределению.

Развитие межбюджетных отношений с органами местного самоуправления будет направлено:

осуществление мониторинга исполнения местных бюджетов, финансового обеспечения реализации указов Президента Российской Федерации, сокращения просроченной кредиторской задолженности по принятым обязательствам, недопущения образования просроченной кредиторской задолженности по социально значимым направлениям;

осуществление контроля за соблюдением органами местного самоуправления требований бюджетного законодательства, нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления;

осуществление мониторинга и содействие деятельности органов местного самоуправления по развитию налогового потенциала, улучшению качества работы с налогоплательщиками, устранению неэффективных налоговых льгот, привлечению инвестиций, оптимизации расходов, укрупнению муниципальных образований;

проведение оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях Моздокского района.

Планируется продолжить заключение с органами местного самоуправления поселений, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, соглашений, предусматривающих меры по стимулированию социально-экономического развития и оздоровлению муниципальных финансов, а также осуществление контроля за исполнением органами местного самоуправления обязательств, предусмотренных указанными соглашениями, с применением мер ответственности за их нарушение.

При определении общих параметров районного бюджета на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов будут учтены следующие подходы:

достижение целевых показателей указов Президента Российской Федерации, в том числе Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», установлены новые целевые показатели, характеризующие достижение национальных целей развития, а также целей и целевых показателей муниципальных программ Моздокского района, сформированных в соответствии с указами;

обеспечение установленных соотношений оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы согласно указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»;

обеспечение выплаты работникам муниципальных учреждений района заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»;

обеспечение индексации тарифов на оплату коммунальных услуг, предусмотренных в объемах, обеспечивающих в 2024 году их оплату в полном объеме, в том числе за счет экономии потребления энергоресурсов и мероприятий по энергосбережению;

сокращение (увеличение) на сумму расходов, связанных с проведением структурных и организационных преобразований в установленных сферах деятельности;

сокращение на сумму расходов, производимых в соответствии с разовыми решениями о выделении средств из районного бюджета, или расходов по реализации решений, срок действия которых ограничен текущим годом;

своевременное исполнение расходных обязательств, недопущение возникновения просроченной кредиторской задолженности по первоочередным расходам;

обеспечение соблюдения норматива формирования расходов на содержание органов местного самоуправления Моздокского района, установленного Правительством Республики Северная Осетия-Алания;

необходимости реализации оптимизационных мероприятий в соответствии с Программой оздоровления муниципальных финансов Моздокского района.

Развитие и совершенствование системы финансового контроля будет осуществляться путем:

осуществления контроля на всех этапах бюджетного цикла от планирования бюджетных ассигнований до предоставления отчетности с обязательным контролем результативности и эффективности использования бюджетных средств;

усиления контроля за соблюдением требований к обоснованию государственных закупок, правил нормирования, обоснования начальной минимальной цены контракта и за исполнением контрактов;

повышения надежности и эффективности внутреннего финансового аудита, контроля за деятельностью муниципальных учреждений.      

По итогам 9 месяцев 2023 года муниципальный долг составил 12 000,0 тыс. рублей, или 2,0% от объема плановых показателей дохода бюджета муниципального образования Моздокский район без учета объема безвозмездных поступлений.

На 2024 год процент муниципального долга от объема плановых показателей дохода бюджета муниципального образования Моздокский район, без учета объема безвозмездных поступлений, прогнозируется на уровне 1,7%, что свидетельствует о снижении долговой нагрузки на бюджет муниципального образования Моздокский район в прогнозируемом периоде.

Данные о динамике показателей муниципального долга и расходов на его обслуживание приведены в таблице №1.

Таблица №1

 

Муниципальный долг и расходы на его обслуживание

(тыс. рублей)

 

Наименование

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

2026 год

Муниципальный долг

 

18 577,8

 

12 000,0

 

12 000

 

7 200

 

0,0

Расходы на обслуживание муниципального долга (за год)

 

175,0

 

120,0

 

120,0

 

66,1

 

0,0

Погашение муниципального долга

6577,8

 

0,0

 

4800,0

 

7200,0

 

0,0

 

Основными рисками, связанными с управлением муниципальным долгом, являются:

риски принятия районного бюджета с превышением расходов над доходами;

риски недостижения запланированных налоговых и неналоговых доходов районного бюджета;

риски роста процентных ставок на рынке заимствований;

риски снижения ликвидности рынка заимствований;

риски, вызванные инфляционным давлением на текущие расходы;

риски, обусловленные сокращением финансовой помощи из республиканского бюджета;

риски наступления гарантийного случая - риск неисполнения обязательств заемщиками по гарантиям, предоставленным из районного бюджета;

риски рефинансирования - риск потерь вследствие чрезвычайно невыгодных условий привлечения заимствований на вынужденное рефинансирование уже имеющихся обязательств, а также невозможность рефинансирования;

не превышение уровня муниципального долга, установленного бюджетным законодательством;

абсолютное исключение условий для невыполнения долговых обязательств муниципального образования Моздокский район Республики Северная Осетия-Алания;

снижение расходов на обслуживание муниципального долга;

соблюдение показателей и индикаторов, установленных Программой оздоровления финансов муниципального образования Моздокский район Республики Северная Осетия-Алания Республики Северная Осетия-Алания.

Поддержание объема муниципального долга на оптимальном уровне, в рамках которого предполагается:

установление и исполнение расходных обязательств районного бюджета в пределах полномочий, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и с учетом требований статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

проведение мероприятий, направленных на рост доходной и оптимизацию расходной частей районного бюджета и приводящих к ликвидации дефицита районного бюджета и снижению муниципального долга, таких как:

максимальное ограничение принятия новых расходных обязательств;

реализация неэффективных и непрофильных активов;

концентрация ресурсов на приоритетных социально значимых направлениях с целью достижения наибольшего эффекта;

повышение адресности при предоставлении мер социальной поддержки, введение «принципа нуждаемости»;

последовательная реализация мер по оптимизации бюджетной сети;

осуществление мониторинга использования бюджетных ассигнований получателями средств районного бюджета в целях своевременного принятия решения о сокращении невостребованных бюджетных ассигнований и объема заимствований при исполнении районного бюджета;

направление остатков средств на едином счете районного бюджета (без учета безвозмездных поступлений, имеющих целевое значение и подлежащих возврату в доход республиканского бюджета), образовавшихся на начало текущего финансового года, и дополнительных доходов, поступивших сверх утвержденных годовых назначений, при исполнении районного бюджета на сокращение дефицита районного бюджета в целях снижения объема муниципального долга;

минимизация стоимости обслуживания муниципального долга, в рамках которой предполагается:

управление ликвидностью единого счета бюджета муниципального образования Моздокский район;

проведение анализа процентных ставок на рынке кредитов в целях минимизации расходов бюджета муниципального образования Моздокский район, предусмотренных на обслуживание муниципального долга;

осуществление заимствований в кредитных организациях, преимущественно в виде возобновляемых кредитных линий с одновременным использованием краткосрочных кредитов, предоставляемых из республиканского бюджета на пополнение остатка средств на едином счете бюджета муниципального образования Моздокский район, в целях сокращения расходов на обслуживание муниципального долга;

обеспечение информационной открытости и поддержание кредитного рейтинга района на должном уровне;

равномерное распределение платежей, связанных с погашением и обслуживанием муниципального долга, в рамках которого предполагается:

проведение анализа сроков погашения действующих долговых обязательств муниципального образования Моздокский район Республики Северная Осетия-Алания и выявление пиков платежей в целях обеспечения равномерного распределения платежей, связанных с погашением и обслуживанием муниципального долга;

оптимизация структуры муниципального долга за счет увеличения доли среднесрочных и долгосрочных заимствований в общем объеме долговых обязательств муниципального образования Моздокский район Республики Северная Осетия-Алания в целях равномерного распределения долговой нагрузки на бюджет муниципального образования Моздокский район в соответствующем финансовом году и плановом периоде;

планирование графиков погашения долговых обязательств муниципального образования Моздокский район Республики Северная Осетия-Алания.

В предстоящем бюджетном цикле предстоит продолжить реализацию мер,

направленных на повышение эффективности и оптимизацию расходов районного бюджета муниципального образования, ограничение дефицита и уровня муниципального долга.

Принятие новых расходных обязательств должно осуществляться только при наличии финансового обеспечения или сокращении неэффективных расходов бюджетов муниципальных образований. Планирование бюджетных ассигнований должно осуществляться в жесткой увязке с целями, задачами и показателями муниципальных программ.

В условиях ограниченности бюджетных ресурсов необходимо усилить ответственность за проводимую бюджетную политику в части:

соблюдения условий соглашений о мерах по социально-экономическому

развитию и оздоровлению муниципальных финансов;

безусловного исполнения принятых расходных обязательств;

оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов и

увеличения собственных доходов местных бюджетов;

сокращения муниципального долга;

своевременное исполнение расходных обязательств, недопущение

возникновения просроченной кредиторской задолженности по первоочередным расходам и социально значимым направлениям;

осуществление контроля за соблюдением органами местного

самоуправления требований бюджетного законодательства, нормативов

формирования расходов на содержание органов местного самоуправления;

осуществление мониторинга и содействие деятельности органов местного

самоуправления по развитию налогового потенциала, улучшению качества работы

с налогоплательщиками, устранению неэффективных налоговых льгот,

привлечению инвестиций, оптимизации расходов;

проведение оценки долговой устойчивости;

содействие в обеспечении сбалансированности местных бюджетов за счет осуществления мониторинга и содействия деятельности органов местного самоуправления Моздокского района по развитию налогового потенциала, улучшению качества работы с налогоплательщиками, устранению неэффективных налоговых льгот,

снижению неэффективных расходов;

проведение оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях Моздокского района.

В целях обеспечения публичности процесса управления общественными финансами будет продолжена работа по реализации мероприятий по обеспечению открытости и прозрачности бюджетного процесса бюджета муниципального образования Моздокский район, в том числе за счет размещения в открытом доступе актуальной информации, связанной с формированием и исполнением районного бюджета, регулярной публикации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет «Бюджета для граждан», формирования, представления и актуализации на постоянной основе материалов на едином портале бюджетной системы Российской Федерации.

При планировании объема расходных обязательств бюджета муниципального образования Моздокский район на предстоящий бюджетный цикл учитывается оценка исполнения в 2022 году, уточненный прогноз показателей социально-экономического развития и следующие основные подходы:

формирование реалистичных бюджетных назначений по доходным источникам исходя из прогноза социально-экономического развития Моздокского района, основных экономических показателей и изменений налогового законодательства, влияющих на налоговую базу;

обеспечение установленных соотношений оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы согласно указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»,

обеспечение выплаты работникам государственных (муниципальных) учреждений Моздокского района заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»;

обеспечение индексации заработной платы работников бюджетного сектора экономики, на которых не распространяются указы Президента Российской Федерации, на прогнозируемый уровень инфляции;

обеспечение расходов на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (оплата коммунальных услуг, услуги связи, транспортные услуги, арендная плата, содержание в чистоте помещений, услуги охраны, приобретение горюче-смазочных материалов, текущий ремонт помещений, приобретение продуктов питания и медикаментов);

обеспечение расходов на уплату налогов, сборов и иных платежей;

сокращение объемов бюджетных ассигнований в плановом периоде 2025 и 2026 годов в связи с необходимостью формирования условно утверждаемых расходов районного бюджета в размере не менее 2,5 % и 5,0 % соответственно.

Сформированный на основе изложенных выше основных направлений бюджетной политики проект районного бюджета на 2024-2026 годы должен стать одним из ключевых инструментов экономической политики, обеспечивающих социальную и финансовую стабильность и целей развития муниципального образования Моздокский район Республики Северная Осетия-Алания.

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *