ИГРАЯ, УЧИМСЯ И ГОВОРИМ НА ДВУХ ЯЗЫКАХ

16 мая 2023

Мальчишки и девчонки – неугомонный народ. Их интересует всё, а детский сад – это удивительная страна детства, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый ребенок – это строитель нашего общего будущего.

Язык и мышление тесно взаимосвязаны и лежат в основе формирования мыслительной деятельности личности. Развитие мышления включает обязательно метод сравнения – при помощи педагога ребёнок сначала выявляет общие свойства языков, их фонетики, упражняется в орфоэпии, а лишь затем устанавливает, по каким свойствам языки различаются. Изучение второго (после родного) языка позволяет ребёнку развивать логические цепочки, то есть умнеть! Если в голове у ребёнка получается «каша» - виноваты взрослые своим некомпетентным вмешательством в процесс обучения и воспитания.

Полилингвальная система обучения – это комплексный подход к развитию и воспитанию детей с изучением (как минимум) двух языков. Для детей в многонациональном Моздокском районе родными являются десятки языков. А русский (он же язык межнационального общения) и осетинский – государственные в РСО-Алания языки. В детских садах №6 с. Виноградного (заведующая Е.В. Габулова) и №25 «Саби» с. Весёлого (заведующая Л.Б. Акиева) полилингвальное образование введено с 2019 г. Русский и осетинский языки для большинства населения являются и родными. Сегодня воспитанием и обучением охвачены 143 ребенка.

Раннее обучение двум языкам создаёт прекрасные возможности для речевого развития каждого малыша. Игра является эффективной и доступной формой деятельности в обучении. Дети даже не задумываются, что они учатся, и, сами того не замечая, намного лучше усваивают осетинские слова, фразы и предложения. Разучиванию стихотворений, чтению художественных произведений уделяется большое внимание на занятиях в детсадах.

В этом учебном году во всех дошкольных учреждениях района введено дополнительное образование. Через постановку осетинских сказок в театрализованных студиях «Волшебный сундучок» (№6) и «Радуга» (№25) дети лучше усваивают язык и начинают мыслить, когда интересную информацию им преподносят педагоги, создавая проблемно- поисковые ситуации.

В республиканском конкурсе, который был посвящен Дню осетинского языка и литературы, приняли участие и дошкольники. Воспитанники детского сада с. Виноградного инсценировали на осетинском языке сказку «Кот и мышь», а сказку «Лисица и щенок» представили дети из детского сада с. Весёлого. Все – и дети, и родители, и педагоги – отнеслись к этому очень ответственно. В результате в номинации «Театральная постановка» детский сад №6 с. Виноградного занял 3-е место среди дошкольных образовательных учреждений республики и был награждён Почётной грамотой.

Журналом «Ногдзау» был организован республиканский конкурс «Пусть всегда будет солнце!». В номинациях за лучшее прочтение стихотворения и лучший рисунок дипломами были награждены воспитанники детского сада №25 с. Весёлого Сармат Калоев и София Хасиева.

Улучшению знания осетинского языка способствует и специально созданная предметно-развивающая среда в группах, где дети проводят большую часть времени. Она отвечает всем требованиям, которые перечислены федеральным государственным образовательным стандартом.

Важную роль в полилингвальном образовании играет семья. Родители становятся непосредственными участниками обучения своих малышей, посещая праздничные утренники и другие мероприятия.

Специалистами центра полилингвального и поликультурного образования ГБУ «Институт истории и археологии» З.З. Бестаевой и З.Х. Моураовой был проведен мониторинг знаний детей в детском саду №6 с. Виноградного и семинар-практикум «Реализация поликультурного и полилингвального образования в детском саду». Дети показали хорошее знание осетинского языка в проведении «Утреннего круга» (Н.Ю. Хаминова), на занятиях «Весенняя картина» (З.М. Багаева), «Моя Родина» (Ф.И. Нагоева). Опытом работы на тему «Организация полилингвального обучения детей» поделилась с присутствовавшими заместитель заведующей по ВР И.С. Мораова.

Полилингвальное образование способствует не только повышению качества образования, но и создает прекрасные возможности для речевого развития детей.

Н. КУЛИКОВА, методист ИРМЦ по дошкольному воспитанию.

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *