МОЗДОКЧАНИН МАКСИМ СТЕФАНОВ – ГЕРОЙ РОССИИ

22 февраля 2023

В преддверии Дня Героев Отечества, 8 декабря 2022 года, в Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца состоялась церемония вручения медалей «Золотая Звезда» Героям России. В тот день их стало на 12 больше. Среди удостоенных высокой награды – полковник, начальник 267-го лётно-исследовательского испытательного центра – заместитель начальника 929-го Государственного лётно-испытательного центра Министерства обороны Максим Анатольевич СТЕФАНОВ. После награждения Президент РФ Владимир ПУТИН беседовал с ним.

Приводим стенограмму беседы:

«В. Путин: Давно Вы служите?

М. Стефанов: В испытательном центре – с 2000 года.

В. Путин: Какие машины через Ваши руки прошли?

М. Стефанов: Все современные. Самый новый – это Су-57, на котором тоже сейчас выполняем задачи по защите наших интересов. Самолёт показывает себя достойно. Надеюсь, что он внесёт свой вклад в нашу победу.

В. Путин: Да-да. Авиация работает очень хорошо. И на дежурстве очень хорошо, на боевом дежурстве, на таком фактически круглосуточном. Очень эффективно себя показывают, всё вовремя делают и очень грамотно работают. И штурмовики воюют отлично, и «сушки» – Су-34, 35 – очень хорошо. Вооружение хорошее. Отлично, просто здорово. Вносят существенный вклад в эффективность действий войск. Но Вы сами, наверное, это знаете хорошо.

М. Стефанов: Так точно.

В. Путин: Здесь говорили, и я сейчас сказал о том, что Родина – это прежде всего люди, и мы всегда должны об этом помнить. Прежде всего мы делаем для людей всё для их защиты, и мы должны понимать, внутренне быть уверены в том, что мы делаем это достойно, и делать именно таким образом. Потому что страна и те люди, которые нуждаются в защите, понимают, что последняя надежда – на вас. Это так и есть.

Все бредни, информационное противостояние, информационные вбросы, всякие фейки должны остаться в стороне, не должны мешать нам выполнять свой долг перед нашими людьми. Да и не надо быть особенно искушённым в этом информационном противоборстве, чтобы понимать, что происходит на самом деле.

Вот сейчас много шума по поводу наших ударов по энергетической инфраструктуре соседней страны. Да, мы делаем это. Но кто начал? Кто ударил по Крымскому мосту? Кто подорвал линию электропередачи, идущую от атомной электростанции Курска? Кто не подаёт воду в Донецк? Неподача воды в миллионный город – это акт геноцида. Никто нигде словом об этом не обмолвился вообще, молчок полный. Стоит нам только пошевелиться, что-то сделать в ответ – шум, гам, треск на всю вселенную.

Это не будет нам мешать выполнять боевые задачи. И я хочу Вас поблагодарить, что Вы и Ваши товарищи делаете это самым достойным образом. Спасибо Вам большое.

Ещё раз поздравляю Вас с высокой наградой Родины!»

Недавно Максим Анатольевич Стефанов приезжал домой, в Моздок, гостил у мамы. Руководитель детского технопарка «Кванториум» Мурад Джахаев организовал нам встречу с Героем России, нашим земляком, за что мы ему очень благодарны. Приводим нашу беседу с полковником Стефановым, оказавшимся очень простым, открытым и позитивным человеком.

– Максим Анатольевич, почему «Кванториум»?

– Здесь работает мой друг детства Алан Тотров. Мы с ним постоянно на связи, приезжаю – встречаемся. Он педагог, занимается авиамоделированием; самолёты возвращают нас в прекрасную пору детства, юности.

– Расскажите о своём пути к профессии лётчика-испытателя.

– В семье у нас авиаторов не было, прадед священником служил, говорят, в Тарском, потом, кажется, переехали в Моздок и по сей день Стефановы здесь и живут. Я учился в школе №2. Мальчишки ближе к технике, а город Моздок всегда считался авиационным. Наше детство проходило в роще и на Красной площади (им. 50-летия Октября – прим. авт.) – там всегда проводили какие-то массовые праздники. Как-то осенью проходила выставка достижений сельского хозяйства, на стадионе шли спортивные соревнования. А Дом пионеров и кружковцы там же, в роще, демонстрировали достижения фотостудии, в судо– и авиамоделировании. Вот мы, мальчишки, бегали от одного зрелища к другому. Я оказался свидетелем запуска ракеты: она взлетела высоко, а потом на парашютике стала приземляться, но зацепилась за ветки высоченного тополя. Я взобрался на него и снял ракету. Это было первое моё знакомство с летательным аппаратом – восторг был необыкновенный!

Я ходил по кружкам и спрашивал, где учат делать ракеты. Не нашёл. Вот Виктор Годованец тогда сам был лётчиком, служил в полку, а сегодня учит ребят. Летчики вообще народ увлечённый, а он занимался авиамоделированием, стал мастером спорта по кордовому пилотажу. На площади Виктор Александрович с воспитанниками запускал самолётики, посмотреть на это чудо сбегалась вся ребятня.

Только через год я пришёл в кружок авиамоделирования к Евгению Александровичу Смирнову на станцию юных техников. Алан старше меня на пару лет, и он уже там занимался, но мы сдружились. СЮТ тогда размещалась на улице Комсомольской, в здании нынешнего Совета ветеранов, мы вместе увлечённо разбирались в новых моделях самолётов, изготавливали их, выезжали в команде на республиканские соревнования. Наши наставники формировали в нас интерес к авиации. И если Алану больше была интересна техническая сторона – смастерить летательный аппарат, то мне всё же хотелось именно летать.

– Вот эта увлечённость не мешала учёбе в школе?

– Дело, особенно если ты его выбрал для будущей профессии, не может мешать – оно организует свободное время. Учился я очень хорошо, точно не припомню, но окончил 10 классов вроде с одной «четвёркой».

– А когда же был сделан выбор учебного заведения?

– К концу 10-го класса пришёл в Моздокский военкомат. Там отбором кандидатур для поступления в военные учебные заведения тогда занимался Василий Иващенко. Я ему сказал, что хочу в авиацию, но куда ехать на учёбу, не определился. Он и рекомендовал мне Ставропольское высшее военное авиационное училище лётчиков и штурманов. Я обрадовался – близко и там жили наши родственники – дядя был военнослужащим. Поступил без особого труда – готов был.

– А когда всё же сбылась мечта летать?

– В училище, после присяги. Теорию мы изучили, и нас направили для полётов в Ханкалу. Сел за штурвал, когда ещё не было 18 лет: водительское удостоверение я ещё не имел права получить, а летать уже стал!

– И с каких машин начинали?

– Знакомство с «живым» самолётом – завести и порулить по аэродрому – началось с учебно-тренировочного Л-29 под руководством инструктора. Казалось, сложно запомнить столько кнопочек, но получилось – всё по силам! 36 полётов с инструктором – и я стал летать самостоятельно. На 4-м курсе находился на боевом посту на истребителе Су-15 на полевом аэродроме в Мариновке. Окончил училище осенью 1989 года с красным дипломом. Очень хотел летать на МиГ-21 в Учарале (Казахстан). Но направили в Кемский район Карелии – где-то между Петрозаводском и Мурманском. Аэродром находился рядом с финской границей. Дело было зимой. В наших южных краях в зимних условиях летать мне ещё не доводилось. А тут… Самолёт Су-15 садится, а за ним снежный шлейф кружится – чудо!

– Насколько я помню, 90-е годы были не самыми простыми для наших Вооружённых сил?

– Да, времена были сложные. Наш аэродром расформировали, лётчиков перевели в Архангельск. Там работал на истребителях-перехватчиках нового поколения МиГ-31 – они до сих пор летают. Но лётчиков было много, и я пошёл штурманом, только через два года перевели лётчиком.

– А когда успели стать семейным?

– Ещё в Кеми. Мы, пятеро лётчиков, жили в трёхкомнатной квартире. Как-то накануне Нового года к нам постучались две девушки из местного клуба: просили принять участие в качестве актёров в новогоднем представлении. Я участвовал. А на одной из девушек – Галине – я женился в 1994 году. Дочь Вика – военный переводчик, служит и живёт с семьёй в Севастополе, сыновья наши – тоже семейные, растут внуки.

– Значит, «сложное время» ещё и выпало на начало семейной жизни?

– Да, зарплату не выдавали, в Архангельске аэродром расформировали. Перевёлся в Мончегорск Мурманской области, летать ездили в Котлас, Обозёрск и на другие аэродромы. Но удалось полетать в командировки на самом быстром самолёте – МиГ-25. А вот с 1998-го по 2000-й в Мончегорске ни одного полёта не было… Конечно, думал, как быть дальше. Товарищ поступил в лётно-испытательный центр. Уровень теоретической и лётной подготовки, физическая форма, здоровье у меня были в норме. И в 2000-м я тоже туда поступил. Экзамены сдавали на самолётах, на которых не летал, – Л-39, Ту, транспортных. Медицинскую комиссию проходили серьёзную. Так вот и служу с 2000 года в центре – прошёл путь от лётчика-испытателя до начальника. Сам летаю на всех самолётах. В Сирию летал раза четыре в командировки.

– А Президент Владимир Путин на каких самолётах летал?

– По-моему, на всех – от Су-25 до стратегического бомбардировщика Ту-160. Он должен знать наше вооружение!

– Максим Анатольевич, пройдя сквозь столько испытаний, что можете сказать нашей молодёжи?

– Сегодня (и всегда так было!) не только патриотизм, а вообще воспитание в целом должно начинаться с детского садика, где уже должны объяснять, что такое «хорошо», а что такое «плохо»; приучать к дисциплине и мальчиков, и девочек, здоровому образу жизни, прививать уважение к старшим. Чтобы уже на выпуске из школы был настоящим гражданином Отечества, у которого чётко сформировано представление о своём достойном месте в нашей стране. Каждая работа требует профессиональной подготовки, и учиться надо должным образом. И как бы ни было тяжело – каждый юноша должен отслужить в армии: случись защищать семью, кто это должен за него сделать? А он куда денется? За маминой спиной спрячется? Нет, не служил – не мужик!

Поблагодарив за беседу, я запнулась: что же можно пожелать Герою России?

– Мирного Вам неба!

Беседовала Л. БАЗИЕВА.

На снимках: В. Путин и М. Стефанов;

(слева направо) В. Годованец, М. Стефанов, А. Тотров;

современный самолет СУ-57.

 

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *